Режим дня младшего школьника

Автор: Галина Васильевна Новичкова вкл. . Опубликовано в Младшая школа

Режим дня - правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна. Правильный распорядок дня - залог успеха учащегося. Данный материал может быть использован на родительских собраниях.

Режим дня младшего школьника.

 

Правильно организованный режим дня школьника в семье дает возможность установить должное чередование труда и отдыха,бодрстврвания и сна.Режим дня обеспечивает ритмичность в работе отдельных органов и всего организма в целом;создаются условия для нормальной работы центральной нервной системы,которая является главным регулятором деятельности организма человека.Чем лучше буднт упорядочен весь день ребенка,тем больше у него выработается навыков и привычек,которые значительно экономят затрату фиизической и умственной энергии на выполнение всех видов работ,и останется время для отдыха ,игр и развлечений.

Поэтому задача родителей состоит в том ,чтобы при помощи режима дня установить для ребенка привычный уклад жизни,научить его делать все вовремя.

Во многих семьях, к сожалению, недооценивается режим дня как средство воспитания организованности, аккуратности, дисциплинированности и других качеств личности ребенка

Режим дня ребенка — это целесообразно организованный, соответствующий его возрастным особенностям распорядок жизни и деятельности, направленный на осуществление воспитания.

Режим дня обязательно включает в себя питание, отдых (полный отдых — сон и активный отдых в перерывах между различными видами деятельности), а также труд умственный и физический. В составлении режима дня должен принимать, участие и сам школьник. Режим дня определяется анатомо-физиологическими особенностями детей, а также необходимостью решения педагогических задач воспитания, подрастающею поколения.

Сон. Глубокий и полноценный сон необходим человеку, такон обеспечивает нервным клеткам головного мозга отдых, что способствует правильному росту и развитию организма в целом, создает у человека чувство бодрости, свежести, повышает его работоспособность.

Продолжительность сна детей младшего школьною возраста колеблется в пределах 10—12 часов. Ho при определении времени для сна в каждом конкретном случае следует учитывать состояние здоровья ребенка, его дневную нагрузку.

Надо сказать, что в младшем школьном возрасте успеваемость учащихся в значительной степени зависит от их здоровья.

Для сохранения здоровья важное значение имеет полноценный отдых, и прежде всего сон. Даже небольшое, но систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье детей. Поэтому в семье надо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника был достаточный и спокойный сон.

При организации сна детей младшего школьного возраста необходимо:

  • следить, чтобы ребенок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определенное время;

  • приучить ребенка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги), спать при открытой форточке;

  • не разрешать ребенку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр телевизионных передач, шумные игры); не давать непосредственно перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;

  • в помещении, где засыпает ребенок, создать спокойную обстановку: устранить яркий свет, прекратить громкие разговоры, выключить телевизор или радиоприемник и т.д.

Какие ошибки наиболее часто бывают при организации сна? Не обеспечивается полноценный отдых клеток головного мозга из-за просмотра вечерних телевизионных передач и из-за несоблюдения строго определенного времени отхода ко сну и подъема. Это особенно часто встречается в тех семьях, где дети учатся во вторую смену. В этих семьях нередко можно наблюдать такую картину: ребенок встает в разное время и то только после долгих уговоров, медленно умывается, после напоминания убирает постель, на все это уходит 30- 40 минут; зарядку не делает. Такое поведение вредно сказывается на его работоспособности дома, он все делает медленно н небрежно.

Не следует пренебрегать указаниями гигиенистов о времени подъема и отхода ко сну. Здесь важно помнить о полезной привычке - рано ложиться и рано вставать, которая закрепилась в нашем быту с незапамятных времен.

Ученику надо вставать не в 8 часов, чтобы наспех проглотить свой завтрак и домчаться до школы, а примерно за полтора часа до начала уроков, т. е. в 7 часов утра. Школьник должен самостоятельно убрать свою постель.

Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Гигиеническая гимнастика благотворно воздействует на центральную нервную систему ребенка, активизирует работу системы кровообращения и дыхания, устраняет и предупреждает функциональные отклонения в отдельных системах организма; способствует вхождению в ритм рабочего дня.

Конечно, такое положительное влияние гимнастика может оказать на ребенка только тогда, когда она проводится не от случая к случаю, а регулярно. Занятия утренней зарядкой должны войти у ребенка в привычку.

Интересные исследования провели ученые-гигиенисты о роли физических упражнений и мышечных движений вообще. Так, экспериментальными исследованиями Н. Т. Лебедевой и др. установлено что здоровые, правильно развивающиеся младшие школьники совершают ежедневно в среднем 12—16 тыс.(девочки) и 16—18 тыс. (мальчики) локомоторных движений (шагов). За период бодрствования дети совершают в среднем 14—22 движения ежеминутно, т. е. 840—1320 движений в час. Максимальное число движений в минуту составляет 227, а в час — 9 тыс.

Если жизнедеятельность ребенка 7—9 лет будет организована

так, что он во время утренней гигиенической гимнастики, гимнастики в школе до уроков, физкультпаузы на уроках, играх на переменах и после уроков, физкультпаузы во время приготовления домашних уроков, в физическом труде будет получать достаточное количество движений, то тем самым будет обеспечиваться не только правильное физическое развитие детей, прививаться вкус к движениям, но и покой в остальное время. При исключении указанных организованных форм движений дети восполняют их самостоятельно во время уроков, в положении сидя. Только за один урок дети могут совершить до 34 движений ногами. Этими же исследователями установлено, что двигательная активность во время суток колеблется. Неодинакова она у мальчиков и у девочек (у девочек двигательная активность ниже на 20%).

Проведенное изучение двигательной активности учащихся III класса одной из московских школ показало, что у 45% детей класса двигательная активность не удовлетворяется. Это часто «наверстывается» детьми в беге по школьным коридорам, в шалостях на уроках, дома и на улице.

Недостаток движений неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья и физическом развитии организма младших школьников.

Питание. При организации питания ребенка родители обращают внимание на качество и калорийность пищи чаще, чем на строгое соблюдение постоянного времени на прием пищи. Рациональное же питание предусматривает не только оптимальную сбалансированность пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей) соответственно возрасту, но и правильный режим питания, т. е. прием пищи в течение дня в строго определенное время.

В младшем школьном возрасте рекомендуется кормить ребёнка не реже четырех раз в день, примерно через каждые 3—4 часа. Утром ребенок должен получать горячий завтрак (каша, картофель), а также чай или молоко. Обед в строго определённое время (см. примерный режим дня), обязательно с первым блюдом. Ужин должен быть легким, небольшим по количеству, и давать его следует за 1— 1,5часа до сна. В школе ребенок обязательно должен получать горячий завтрак, а при продленном дне — завтрак и обед. При этом не рекомендуется детям младшего возраста давать деньги на завтрак, так как дети часто покупают сладости, копят на какую-либо вещь или на подарок маме или папе, лишая себя нормального питания.

Нужно прививать детям привычки мыть руки перед едой, есть за чистым столом, пользоваться чистой посудой. не употреблять немытых фруктов—и овощей. Дети должны есть не спеша, хорошо пережевывать пищу. Нельзя разрешать читать во время еды, громко разговаривать и смеяться.

Родители при организации питания нередко допускают ошибки. Так, не соблюдается строго определенное время на прием пищи. В результате у ребенка не вырабатывается привычка есть вовремя, нарушается ритм пищеварения и выделения желудочного сока, едят такие дети 6ез аппетита, капризничают. В ряде семей при выяснении причины отсутствия аппетита у детей обнаруживается, что они портят аппетит сладостями.

Некоторые родители отдельно готовят детям, отдают им (заведомо и подчеркнуто) все лучшее и вкусное. Ребенок привыкает к особому положению в семье, постепенно у него зарождается эгоизм.

Достойное место в режиме дня школьника должно быть отведено о р г а н и з а ц и и труда. В семье младший школьник участвует в бытовом и учебном труде.

Бытовой труд включает работу по самообслуживанию, а также помощь семье в организации быта. В режиме дня каждого ребенка должны быть постоянные обязанности, закрепленные за ним на довольно продолжительное (не менее года) время.

Как показывает опыт, в семьях, где хорошо организован бытовой труд, дети более отзывчивы, предупредительны, более деятельны и активны, они ценят труд взрослых, сами любят трудиться. В бытовом труде ребенок учится преодолевать трудности, воспитывает волю, прилежание. Ребенок, умеющий трудиться дома, легко включается и в учебный труд. Здесь действует психологический перенос навыков одного вида труда на другой. Выполнение трудовых обязанностей следует организовать в перерывах между умственным трудом в школе и дома как смену видов деятельности. Такая организация труда будет способствовать хорошему отдыху.

У каждого ребенка в режиме дня должно быть отведено время на труд и записаны постоянные поручения, например: «В 13 часов возвращаюсь из школы. Переодеваюсь. Привожу в порядок свой школьный костюм. Обедаю. Гуляю с младшим братом 1 час на воздухе (катаю на санках, в коляске) или играю в подвижные игры. Готовлю рабочее место к выполнению уроков».

Бытовым трудом ребенок занимается и после выполнения домашних заданий (в режиме дня перечисляется, что должен делать ребенок).

Учебный труд — более сложный вид труда. Его успешность зависит от того, насколько у ребенка воспитана привычка к деятельности, выработаны трудовые навыки.

В режиме дня младшего школьника должны быть предусмотрены строго определенные часы для выполнения домашних учебных заданий, указано время не только начала, но и их окончания.

Продолжительность приготовления домашних заданий должна соответствовать возрастным возможностям детей. Для первоклассников (во втором полугодии) это время не должно быть более 1 часа, для второклассников — более 1,5 часа, для учащихся 3-4-х классов — не более 2 часов. Через каждые 30— 35 минут работы необходимо делать 10—15-минутные перерывы для отдыха и проветривания помещения.

Очень важно научить ребенка работать сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь за уроками больше положенного времени. Наблюдения показывают, что дети, долго сидящие за приготовлением уроков, как правило, плохо учатся, переутомлены, физически ослаблены. У них не остается времени для прогулок.

Помощь, а также контроль взрослых при выполнении детьми домашних учебных занятий должны быть направлены па воспитание у детей самостоятельности, самоконтроля и чувства ответственности за порученное дело. Помощь взрослых должна выражаться также и в создании надлежащих условий для работы детей дома, в организации их рабочего места.

Какие типичные ошибки допускают родители при организации учебного труда?

Не выделяют для учебного домашнего труда определенного времени. Дети делают уроки, когда хотят, зачастую забывают о них или делают под нажимом взрослых.

Перед домашней учебной работой ребенок плохо отдохнул, не потрудился физически. Поэтому приступает к ним с неохотой, работает небрежно.

Заставляют ребенка ожидать прихода с работы взрослых и только тогда делать уроки. К этому времени ребенок уже устал, даже если он находился на улице. Исследования гигиенистов показали, что подвижные игры в течение длительного времени (более 2 часов) переутомляют детей и снижают их готовность к умственному труду.

Строго не ограничивают в режиме дня время начала и окончания работы над домашними заданиями. Поэтому ребенок неорганизованно включается в работу, не проявляет в ней достаточного прилежания. Время для уроков надо выбирать самое продуктивное (с учетом колебания умственной работоспособности): утром — с 9 до 11.30, а вечером с 15 до 17.30, это время строго фиксировать в режиме дня и не допускать его срыва.

Отдых должен быть активным. Полноценный отдых — это смена видов деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребенку необходимо пребывание на воздухе в подвижном состоянии (спортивные игры, физический труд). Пассивный отдых дома и на улице (бесцельное хождение) ведет к потере работоспособности, постепенно воспитывает лень, нежелание делать полезное для людей дело. Прогулка необходима и после приготовления домашних заданий.

Целесообразно проводить прогулку утром, до занятий в школе. Она может быть непродолжительной (30 минут) и совмещена с дорогой в школу.

И еще одно важное обстоятельство, которое нельзя забывать при составлении режима дня: у ребенка должно быть время, когда он занимается своим любимым делом. Такое время лучше выделить перед сном, после выполнения домашних заданий. Если внимательно понаблюдать за тем, чем занят ребенок в это время, то можно понять его интересы и умело руководить его развитием.

Примерный режим дня для учащихся, занимающихся в первую смену:

подъем. 7.00

утренняя гимнастика, туалет, завтрак. 7.00-8.00

прогулка до школы. 8.00-8.20

занятия в школе (зависит от класса, в котором учится ребенок), отдых, трудовые обязанности. Прогулка, обед. 8.30-14.00

отдых. Трудовые дела (какие). 14.00-15.00

учебные домашние занятия. 15.00-16.30

прогулка, спортивные занятия, посещение

кружков, чтение. 16.30-18.00

свободное время. 18.00-19.00

ужин. 19.30

отдых. Приготовление ко сну. Вечерний туалет, сон. 20.30

Естественно, родителей интересует вопрос: а как же приучить ребенка к выполнению режима дня? Можно порекомендовать следующее:

обязательно согласуйте с учителем и школьным врачом основные требования режима дня (сколько вашему ребенку спать, сколько времени надо на выполнение домашних заданий и др.);

вместе с ребенком составьте его режим дня, договоритесь о постоянных трудовых делах. Добейтесь полного единства в предъявлении требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи в отношении выполнения режима дня;

первые 2—3 недели малышу (особенно в 1—II классах) помогите освоиться с режимом, учите контролировать себя во время прогулки (не пробыть лишнее время). Напоминайте о трудовых обязанностях;

не прощайте никакое необоснованное чрезвычайными событиями невыполнение режима дня. Добивайтесь качественного выполнения трудовых обязанностей. Плохо и небрежно выполненную работу обязательно заставляйте переделать;

оценивайте работу ребенка, поощрите (словесно) его старание, прилежание, упорство;

покажите ваше неудовлетворение срывом и невыполнением режима дня;

будьте во всем ребенку примером. Личный пример — великая воспитательная сила. Пусть ребенок видит, что и у вас есть режим дня, что вы вовремя встаете и ложитесь, умеете беречь время, что в семье все имеют трудовые поручения и беспрекословно их выполняют и т. д.

Очень важным условием успешности приучения ребенка к режиму дня является единство требований к ребенку в семье со стороны отца, матери, бабушки и дедушки, а также единство требований со стороны семьи и школы. За школой, учителем сохраняется направляющее влияние 'в целесообразности режимных моментов. Учитель может дать рекомендации в индивидуальном подходе к ребенку, в выборе средств и методов воздействия на него. Большое влияние на ребенка имеет общественность класса - требование классной организации, контроль со стороны учителя или шефов за тем, как ребенок умеет держать данное слово и выполнять принятые обязательства

Итак, сущность режима дня состоит в том. чтобы научить ребенка беречь время, расходовать его е пользой для себя и окружающих.

 

 

  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.