Развитие математического мышления младших школьников в качестве психолого-педагогической проблемы

Автор: Екатерина Сергеевна Севостьянова вкл. . Опубликовано в Младшая школа

 

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Значительно велика роль математики в развитии логического мышления. Причина столь исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех исследованных в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ перехода от абстрактного к конкретному.
Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение учащимися нестандартных логических задач. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, так как никакой другой предмет не дает таких широких возможностей для развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Существует крылатое выражение: «Она приводит в порядок ум», которое указывает на такое замечательное свойство логики, как способность формулировать мыслительную деятельность учащихся. Ее изучение способствует развитию памяти, воображения, речи, эмоций. Она формирует настойчивость, терпение, развивает творческий потенциал личности. Математик по сравнению с представителями других предметов лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Чему можно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать. Высказывать догадки, проверять правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.
В принципе в учебниках математики достаточно четко прослеживается линия на развитие познавательных интересов учащихся: в них есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, а также задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применение знаний в новых условиях. Такие задания должны включаться в занятия в определенной системе через использование метода индуктивного рассуждения, вести учащихся к цели. Необходимо учить детей подмечать закономерности, сходство и различие начиная с простых упражнений, постепенно усложняя их.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известный отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его рассуждений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки.
Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, что прежде всего надо научить детей охватывать мыслью ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними ... Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить понятиями абстрактными.
Вот одна из задач, что дети решали в школе Сухомлинского: С одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновременно нельзя ни перевозить, ни оставлять вместе на берегу волка и козу, козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каждого пассажира отдельно. Можно делать сколько угодно рейсов. Как перевезти волка, козу и капусту, чтобы все обошлось благополучно?
Интересно, что задача о волке, козе и капусте подробно проанализирована в книге немецкого ученого А. Ноумана «Принять решение - но как?», где в популярной форме изложены основы теории принятия решений. В книге приведена картинка, на которой изображены волк, коза и капуста на берегу реки, а также графическая схема решения задачи, отражающая состояния пассажиров на обоих берегах, а также переезды через реку туда и обратно. Интересно, что спустя время эту задача приводится в учебнике Математика 3класс Л.Г. Петерсон. Тем самым шуточная задача является первым звеном в построении серьезной математической дисциплины.
В работе по развитию логического мышления нужно использовать также систему нетрадиционных заданий, упражнений, игр. Они направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с успехом применять на уроках, рекомендовать использовать их родителям во время занятий с детьми. Тем более, что нетрадиционные задания, упражнения, игры в настоящее время не являются дефицитом. Огромное количество печатной продукции, видео продукции, всевозможных игр – все это можно, выборочно с учетом возрастных и психологических особенностей, учащихся использовать в учебной, внеклассной работе и соответственно в семье.
Но развитие логического мышления невозможно в принципе без знаний особенностей психологии младшего школьного возраста. Все это необходимо для того, чтобы ребенок успешно закончил младшие классы и в дальнейшем успешно учился в среднем звене школы. Для этого учителю нужно помочь учащимся в развитии его психических процессов, становлении психических функций. Одним из таких процессов является память младшего школьника, она в процессе работы становится «мыслящей», то есть это такой вид памяти, который предполагает работу мышления и развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и происходит овладение возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать её проявление. Другим психическим процессом, который необходимо развивать является восприятие, оно становится «думающим». Это означает, что восприятие будет анализирующим, дифференцирующим, принимающим характер организованного наблюдения, изменяющим роль слова в восприятии предметов и явлений. Так же изменениям подвергается внимание младшего школьного, которое становится произвольным. У учащихся формируются способности к саморегуляции, происходит осознание личного отношения к миру, изменяется содержание внутренний позиции и характер самооценки. В результате этого у младшего школьного складывается характер, формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. Всё это приводит к формированию теоретического мышления младшего школьника.
Учитывая все это нужно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений.
В качестве заданий, развивающих логическое мышление на уроках математики, выделяют несколько типов задач. Это задачи на: выделение признаков предметов; узнавание предметов по заданным признакам; формирование способности выделять существенные признаки предметов; сравнение двух или более предметов; классификация предметов и явлений. Развитию логического мышления способствуют различные упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию; геометрическое лото, в процессе которого продолжается работа с детьми по закреплению их знания формы, величины и цвета предметов. Так же логическое мышление развивается в процессе выполнения задач, которые можно назвать «Ошибки - невидимки», логические задачи.
Большинство элементов развития логического мышления носят игровой смысл, но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали игр или сказок, так как игра не должна являться самоцелью, а обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке и во внеурочное время.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.
Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить, - писал педагог-новатор А.А. Столяр. Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.

  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.