"Скелет человека" - урок окружающего мира 4 класс система Занкова

Автор: Светлана Березкина вкл. . Опубликовано в Младшая школа

Автор: Березкина Светлана Георгиевна


Урок окружающего мира для 4 класса система Занкова. Форма урока: монопроект через вовлечение учащихся в деятельность в лабораториях
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития навыков исследовательской деятельности учащихся в ходе изучения учебного материала по теме «Скелет человека». В ходе урока учащиеся отвечают на вопросы: Что такое скелет? Как устроен опорно-двигательный аппарат? Зачем нужны каждая часть скелете? Какие свойства костей? Какие правила сохранения и укрепления здоровья важны? Какую помощь оказать при травмах костей?

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развивать навыки сотрудничества;
  • формировать коммуникативные умения;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению;
  • развивать способность к самооценке;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к своему здоровью
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни
  • формировать умения принимать и сохранять учебные задачи проектной деятельности;
  • развивать умения использовать различные способы поиска информации;
  • развивать способность к самостоятельной аналитической деятельности с полученной информацией, систематизировать учебную информацию в схемах и моделях;
  • формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
  • формировать умения работать в статичных группах, распределять роли и функции совместной проектной деятельности
  • познакомить учащихся с понятиями «скелет», «кость»;
  • создать условия для ознакомления учащихся с составом скелета, функциями;
  • формировать исследовательские умения в изучении со свойствами костей;
  • формировать умения оказывать помощь при переломах.
    • Файлы с информационными листами для групп, листы для самооценки, пазлы, карточки с названиями групп;
    • Видеофрагменты «Скелет. Его части», «Что такое кость»;
    • Карточки для отчета «Части скелета», «Строение кости», Физкультминутка, «Первая помощь при переломах», «Виды костей и их соединение», «Это интересно!»
    •  Создание подготовленной информационно-образовательной развивающей среды для групп:
      • Пазлы. Карточка с названием группы.
      • Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки; (Приложение 1)
      • Простые карандаши, ножницы, клей, картинка со скелетом.
      • Нетбук с видеофрагментом «Скелет. Его части»
        • Пазлы. Карточка с названием группы.
        • Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
        • Простые карандаши, 3 пакетика с подготовленными куриными костями: 1) обычная; 2) вымоченная в уксусной кислоте; 3) обугленная; перчатки для опытов.
        • Пазлы. Карточка с названием группы.
        • Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
        • Модель скелета – Йорик
        • Пазлы. Карточка с названием группы.
        • Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
        • Нетбук с видеофрагментом «Что такое кость».
        • картон, коктейльные трубочки, клей, книжка
        • Пазлы. Карточка с названием группы.
        • Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
        • Информационные листы об оказании первой медицинской помощи при переломах различных костей
        • 4 куклы, бинты, палочки, простые карандаши.
        • 2 куриные кости: 1) светлая, пролежавшая две недели в воде; 2) темная, пролежавшая две недели в Coca-Cola, и отколовшиеся кусочки.
        • Карточка для отчета.
        • Карточка для отчета.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Ключевые вопросы для детей:

(Что такое скелет? Как устроен опорно-двигательный аппарат? Зачем нужны каждая часть скелете? Какие свойства костей? Какие правила сохранения и укрепления здоровья важны? Какую помощь оказать при травмах костей?)

Оборудование урока:

1 группа «Исследователи»

2 группа «Лаборанты»

3 группа «Практики»

4 группа «Техники»

5 группа «Медики»

Приглашенный гость-учёный

Эксперты

ПК учителя, презентация, презентер, корзина идей, информационный бюллетень «Скелет человека»

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Создаёт эмоциональный настрой, мотивирует на работу:

Здравствуйте! Нежная ласковость слова
Стёрлась на  нет
В ежедневном «привете».
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы!
Это же – дольше живите на свете!

 

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Личностные: включение учащихся в учебный процесс

2.

Актуализация знаний

Использует рассказ и загадку

отрывок из книги «Ты – человек, я – человек» И.Стременьовой.

Задаёт вопрос:

- Почему кукла не сидит и не может стоять?

Есть у каждого «доспехи»,

Но они не для потехи!

В них хранятся сердце, почки,

Мозг, желудок в одиночку.

Защищает всех от бед

Человеческий…

Слушают отрывок

 Объясняют, что нет опоры, скелета.

Отвечают на вопрос учителя.

(скелет)

Познавательные: сравнение, сопоставление фактов связанных с изученным материалом;

Коммуникативные: формулирование грамотных, четких речевых высказываний

3.

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель  урока.

Постановка учебных задач

Организует перекрёстный диалог с целью побуждения учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока.

- Исходя из содержания нашего взаимодействия, определите тему урока…

- Исходя из темы, определим цель работы. Начнем со слов вспомнить или узнать …

Какие вопросы на уроке предложите  решить? Что положим в КОРЗИНУ ИДЕЙ?

 

Формулируют тему, цель, учебные задачи урока.

Скелет человека

Узнать новую информацию о составе скелета, его частях, функциях

будем учиться работать в группе,

узнавать состав скелета,

делать опыты с костями,

будем учиться оказывать

помощь при травмах костей,

работать с моделью скелета

Регулятивные:

определение темы урока «Скелет человека»,

 формулирование цели и учебных задач:

- узнать, что такое скелет, из каких частей он состоит и какие функции он выполняет;

- узнать, какие виды костей существуют, как они соединяются в скелете и для чего они нужны;

- узнать свойства костей;

- рассмотреть разрез кости, смоделировать ее и узнать свойства кости;

- научиться оказывать помощь при травмах костей в разных отделах

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя; высказывают свою точку зрения; слушают и понимают других

4.

Открытие нового знания и способов действий

Работа в группах по интересам – лабораториях

Организует деление учащихся на 5 групп по интересам.

- Много задач мы с вами поставили, на многие вопросы хочется получить ответ. Поэтому предлагаю решать эти не все вместе, а по группам, а потом рассказать и поделиться друг с другом.

Найдите друг друга, а как догадайтесь сами. Почему вы разделились именно так?

- Повторим правила работы в группе. Посмотрите, как вы работали слаженно, дружно и у вас у каждого получилась целостная картинка, благодаря тому, что вы договаривались. Если бы не хватило какой-то части, то картинки бы не получилось. Очень важно слушать и слышать мнение каждого, чтобы было целое. Как будем работать в группе?

У нас получилось 5 групп. Каждая группа будет выполнять свои задания и решать свои задачи, но всё будет подчинено теме – всё о скелете человека.

 - 1 группа «Исследователи»

Как устроен опорно-двигательный аппарат?

  -  2 группа «Лаборанты»

Из чего состоят кости?

   - 3 группа «Практики».

Какие кости? Как они соединены?

 -  4 группа «Техники»

Что такое кость? Сколько костей у человека?

- 5 группа «Медики»

Какие переломы костей бывают?

Как оказать помощь при переломах?

Организует работу в статичных группах лабораториях: информационные листы по теме урока, инструкционные карты. Выставляет подготовленную предметную среду для каждой группы.

Распределяются в группы по интересам.

игра "СУЕТА"

"ПАЗЛЫ"

(Правила) 1. Уважайте своего товарища.

  1. Умей каждого выслушать.

        3.   Не согласен – предлагай!

Распределяют роли (дополнительная распечатка для урока приложение). Работают в группах, выполняют задания,  используя информационные листы, инструкционные карты. Готовятся к самооценке работы группы.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

умение работать по алгоритму, планирование деятельности;

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений,

умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию;

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу при работе в группе;

уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:  делегирование полномочий, бесконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь.

5.

Защита проектов групп.

Организует выступление каждой группы и самооценивание групп. Создаёт условия для взаимооценивания групп с помощью +/-

На доске появляются главные слова:

-Какая главная ценность человека?

Какое правило сохранения здоровья мы выведем из выступления группы?

- Что нужно для здоровья?

- Какие правила безопасности важны для человека в работе?

- Какое правило сохранения здоровья?

1 группа «Исследователи»

Как устроен опорно-двигательный аппарат?

Смотрят видеофрагмент «Скелет. Его части» Отгадывают загадку «Состоит он из костей,
Нет в нём внутренних частей.
Череп, зубы, две руки,
Ребра, ноги, позвонки…
Сохраняется сто лет,
Называется …………..(скелет).»

Подписывают и приклеивают части скелета,

Отчитываются и оценивают работу своей группы.

Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Исследователи»

ЗДОРОВЬЕ

2 группа «Лаборанты»

проводят опыты с 3 куриными костями

1косточка. Почему не сломали косточку? (состоят из минеральных и органических веществ, которые придают им твёрдость и упругость.)

2 косточка. Почему согнули? (Кость  замочили в кислоте.  Кость стала гибкой, потому что удалили минеральные вещества)

3 косточка Почему превратилась в уголь? (Обугленная кость. Из кости удалили органические вещества Кость – это природа)

Отчитываются и оценивают работу своей группы.

Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Лаборанты»

1. Принимать витамины и пищу, богатую питательными веществами

3 группа «Практики»  выполняет упражнения на движения разными частями,

с помощью модели скелета Йорик смотрят как соединяются кости.

Отчитываются и оценивают работу своей группы.

Предлагают физкультминутку для всех ребят

Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло,
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть. Достать до пятки
И плечами покачать.
А затем как на зарядке
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку –
Вот и сделали зарядку!

Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Лаборанты»

2. Вести активный образ жизни и заниматься спортом

4 группа «Техники» смотрят видео фрагмент «Что такое кость?», делают модель кости из картона и коктейльных трубочек, проводят эксперименты: кладут книжку на торец картона, затем на модель кости, делают вывод в ходе эксперимента.

Отчитываются и оценивают работу своей группы.

Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Техники»

5 группа «Медики» изучают виды переломов, перевязываю у кукол разные части тела

Отчитываются и оценивают работу своей группы.

Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Медики»

3. Соблюдение правил и техники безопасности в работе

Приглашенный гость. Индивидуальный опыт

В течение двух недель выполнял опыт с 2 куриными костями: 1) в воде; 2) в Coca-Cola

Отчитывается. Другие ребята с помощью +/- оценивают работу ученого.

4. Правильное питание и соблюдение режима дня.

Эксперты

Интересные факты о человеческом скелете

Познавательные:  овладение операциями анализа и синтеза учебного материала.

Коммуникативные:

формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалога

Регулятивные: координирование своей деятельности, контроль и  оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.

Личностные:

формирование навыков безопасной работы, выявление ценности и значение для сохранения и укрепления здоровья человека.

6.

Рефлексия деятельности.

Итог урока.

Выдает листы самооценки.

 

+/-

- Настроение каково?

 

- Все такого мнения?

 

Отчеты помещены в информационный бюллетень с

целью подведения итога урока и определения достижения  цели и степени  решения поставленных задач.

Заполняют листы самооценки.

 

- Во!

- Без сомнения!

Высказывают мнение по самооценке своей деятельности.

Регулятивные:  внутренняя рефлексивная самооценка деятельности.

Личностные: формирование готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя

Коммуникативные: формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалога.

Регулятивные:

оценивать результаты решения поставленных задач;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности.

Познавательные:

подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости.

Личностные:

Формирование эстетического восприятия природы, желания участвовать в её сохранении.

7

Домашнее задание.

Творческое домашнее задание по изученной на уроке  теме

– Составить кроссворд по теме урока (по желанию).

Выбирают творческие домашние задание

Коммуникативные:

формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения.

Прогнозируемый результат:

Предметные

- знать значение опорно – двигательной системы; отделы скелета человека; строение, состав и соединение костей, какую помощь можно оказать при травме костей,

- научатся ценить здоровье и определят главные правила сохранения и укрепления его

Метапредметные

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, поиск пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- взаимодействовать в интерактивном режиме на основе сочетательного диалога.

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с информацией;

- находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- работать с инструкциями;

- отбирать необходимую информацию по теме

Личностные

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.