Педсовет "Социальная адаптация детей как условие успешности обучения и воспитания"

Автор: Лилия Яковлевна Каминская вкл. . Опубликовано в Не оформленные!!!

Педсовет

Социальная адаптация детей как условие успешности обучения и воспитания.

Цель: формирование у педагогических работников приёмов педагогической техники в работе с детьми, требующими особого внимания, анализ и дополнение существующей системы взаимодействия, структурных подразделений профилактической работы в школе.

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы с детьми, требующими особого внимания
  • Сформировать мотивацию педагогического коллектива на работу с детьми, требующими особого внимания.
  • Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам для более качественного взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.
  • Выявить характерные личностные особенности различных групп детей, требующих особого внимания, для дифференциации методов взаимодействия с ними.

В непредсказуемом, быстроменяющемся мире чрезвычайно сложно современному подростку вырабатывать адекватные механизмы адаптации. Потеря традиционных ценностей, отсутствие положительных примеров, размытость моральных норм провоцируют рост числа “трудных подростков”. В связи с этим увеличивается количество школьников демонстрирующих готовность к девиантным действиям.

Всем известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить и поэтому в настоящее время чрезвычайно важно не допустить отклонений в развитии личности подростка. Современная ситуация, требует от педагога дополнительных знаний умений и навыков, в области психологии, педагогике, конфликтологии и медицине, чтобы, помогая каждому отдельно взятому ребенку успешно социализироваться, он мог качественно организовать воспитательно-образовательный процесс. Наладить диалог с ребенком – актуальная задача педагогического коллектива образовательного учреждения.

Документы международного уровня, российского законодательства говорят о злободневности данной проблемы.

В литературе существует множество определений понятия "социальная адаптация", различные науки - философия, социальная психология, соци­альная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого поня­тия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия:

 социальная адаптация - это процесс и результат активного приспособле­ния к условиям социальной среды. Социальная адаптация - один из ведущих меха­низмов социализации личности.

Психологически социальная адаптация выступает как усвоение правил среды, "уподобление ей и уподобление себе, преобразование среды. Среда воздействует на личность (или на группу), а личность или группа актив­но воздействует на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе со­циализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Социальная среда воздей­ствует главным образом через социальные институты - семью, школу, средства массовой информации и т.д.

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как резуль­тат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целена­правленным и управляемым. Основной целью ( результатом ) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать форми­рование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и наце­ленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему от­ношений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной культу­ры.

Антонимом социальной адаптированности является понятие социальной дезадаптированности (социальная дезадаадаптация) - неприспособленность ин­дивида к социальной жизни в обществе. Она проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ре­ферентных ценностных ориентациях, социальных установок.

В последнее время педагоги школы сталкиваются с возрастающим количеством так называемых «трудных детей»

  1. Кого мы относим к понятию “трудный ребенок”. Какое поведение Вы считаете отклоняющимся от нормы

Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные педагоги и психологи называют по-разному: “педагогически запущенными”, “социально запущенными”, “социально незащищенными”, с “отклоняющимся поведением”, “трудновоспитуемыми”, “дезадаптированными”, с “девиантным поведением”, с “делинквентным поведением”, с “асоциальным поведением”, с “антиобщественным поведением”. Общим для них является то, что все они имеют различные формы психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, школы, города и т.д.

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого – педагогических проблем. Причем появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Уже это свидетельствует, что молодёжь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и учителей.

Проблема “трудных” детей и подростков особо актуальна для нашего учреждения. Часто мы слышим претензии от учителей, представителей общественности в адрес наших воспитанников: они не хотят учиться, пропускают и иногда срывают уроки, дерзят, сквернословят, хулиганят, воруют, дерутся и т.д.

Мы попросили нашего психолога выяснить,

2. Какие формы отклонения от нормального поведения присущи нашим воспитанникам, в чём заключается их “трудность”.

(выступление психолога)

3.Какие факторы (возрастные, социальные, демографические) влияют на появление “трудных” детей? В чём причины этой трудности?

Причины девиантного поведения подростка определяют такие основные факторы как биологический, психологический и социальный. Сейчас психологи выделяют особый фактор: психическая травматизация подростка. Выражается такое отклонение в поведении, а также в появлении негативных качеств личности: агрессивности, конфликтности, тревожности, застенчивости и др.

  • удовлетворение примитивных потребностей или стремление любой ценой добиться определенного положения подростка в микрогруппе;
  • стремление продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность;
  • диспропорция между физическим развитием и некоторыми сторонами психического созревания (акселерация в физическом и половом развитии);
  • сформировавшиеся в раннем детстве и младшем школьном возрасте особенности личности (недостаточная способность к обучению, слабая воля, отсутствие самоконтроля, свойства темперамента, отклонение в функционировании ЦНС, тревожность, застенчивость и др.);
  • “уживчивость” высокой самооценки рядом с неуверенностью в собственных силах и способностях (например, в учебе); высокой критичности по отношению к окружающим с абсолютной некритичностью к самому себе;
  • сопротивляемость педагогическим воздействиям;
  • недооценка или неправильная педагогическая оценка воспитанника его педагогом (подчеркивание “безнадежности” ребенка , отсутствие уважения к личности ребенка) неправильная реакция на возможные неизбежные ошибки подростка в поведении (критика в адрес родителей );
  • однообразие и длительное применение одних и тех же воспитательных приёмов и средств;
  • игнорирование воспитателем такой возрастной особенности подростка , как чувство взрослости;
  • недостатки семейного воспитания (конфликтные семьи, асоциальные семьи, криминально-аморальные семьи); недостаток родительской любви, родительская жестокость, непоследовательность в воспитании;
  • низкий уровень моральных знаний и нравственных представлений подростка (моральные нормы лишь знаемы подростками, но не становятся реально действующими);
  • господствующая система норм и ценностей общества, когда личные достоинства человека измеряются количеством имеющихся у него денег;
  • широкое внедрение криминализированных норм в общественное сознание (в основном через СМИ: изобилие программ с криминальными историями, демонстрацией ярких атрибутов преступности );
  • миграция населения и связанное с этим проявление интолерантности к людям “не своего круга”.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей

Но коррекция поведения современного трудного учащегося возможна, если сам педагог хорошо разбирается в психологии трудного школьника и в способах педагогического общения с ним. В школе часто наблюдается ситуация, когда на разных трудных школьников – ленивых, недисциплинированных, грубых и т.д. – оказываются одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете. Понятно, что подобные методы не способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Основным моментом в работе с трудными подростками является изменение содержания и характера общения.

4.С какими проблемами сталкиваются педагоги при взаимодействии с “трудными детьми”.

Одной из главных проблем современной образовательной практики является взаимоотношение учителей и учеников. В  школе можно столкнуться и со случаями «самодержавия» педагогов, и полного попустительства под видом демократических отношений. Многие педагоги бросаются из крайности в крайность, и, к сожалению, сейчас ребенку предоставляется или слишком большая свобода, которая приводит к печальным последствиям как для ребенка, так и для его близких, или очень сильно ограничивается всякая самостоятельность и инициативность.

Как показали результаты анкет, некоторые ученики воспринимают учителя исключительно как источник информации, «передатчик» знаний. Другая часть учеников воспринимает учителя, как человека с богатым жизненным опытом и большими знаниями («часто слишком большими и ненужными»), который помогает найти свое место в жизни. Только небольшая часть школьников видит в учителе партнера и друга в получении знаний и приобретении жизненного опыта. Эти факты свидетельствуют о том,  школа не всегда позволяет раскрыться педагогу как личности, а порой и сами учителя не хотят показать своим ученикам, что они интересные люди со своими плюсами и минусами.

Задавая второй вопрос, «Сейчас учителя…», я хотела выяснить мнение учащихся о современных учителях. Мнения разделились: часть респондентов считает, что учителя мало уделяют внимание детям, другие, наоборот, полагают, что учителя слишком вмешиваются в их личные дела.

Ожидания учащихся выявлялись с помощью вопроса «С моей точки зрения учитель должен быть…». По мнению учащихся, учитель должен быть добрым, внимательным к ученику, понимающим, справедливым, спокойным, знающим психологию, компетентным, любить себя и свою работу, ответственным, в то же время строгим и требовательным. Несколько ответов были следующими: «учителем нужно быть по призванию, а не потому, что больше некуда идти работать». Часть учеников считает, что учитель должен быть старшим другом, к которому можно обратиться за помощью или «просто поболтать о жизни». Многие отметили такое качество, как гуманность. Эти ответы - показатель того, что детям не хватает в школе привлекательных ярких личностей, часто ученики видят замученных, усталых учителей, которые работают в школе потому, что больше ничего не умеют и ничего не знают.

Эти обстоятельства накладывают отпечаток на отношения педагогов и учащихся. Так, некоторые из них жаловались на то, что учителя не понимают их, не прислушиваются к проблемам, не всегда справедливы. Часть учеников, наоборот, высказалась о хороших отношениях с педагогами, сложившихся в нашей школе, характеризуя их как уважительные, доверительные, теплые. А отдельные учащиеся прямо указывают на то, что со своими проблемами они, в первую очередь, обращаются к учителю, с которым сложились хорошие отношения (можно предположить, что эти ответы дали ученики, у которых нет проблем с учебой и дисциплиной). Есть ответы, которые показывают, что школьники серьезно размышляют о взаимоотношениях учеников и учителей и пытаются найти причины непонимания и конфликтов. Они указывают на то, что учителя и ученики принадлежат к разным поколениям и поэтому у них разные интересы, запросы и ценности. Другие причины конфликтов видят в загруженности учителей (много работают, так как зарплата низкая), личные проблемы и … оправдывают далеко не всегда корректные по отношению к ним поступки педагогов. Налицо попытка учащихся разобраться в самих себе: они признают, что делают только то, что от них требуют, не проявляя инициативы.

Приведем некоторые высказывания учащихся: «отношения должны быть доверительными, почти родственными», «учителя должны прислушиваться к ученикам и учитывать их интересы, но при этом оставаться ведущим», «отношения должны быть равноправными».

Можно сделать вывод о том, что, несмотря на освоение и внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий, учащиеся нуждаются в общении с учителем как интересной привлекательной личностью. Часть учеников прямо указала на это: «должно быть общение вне рамок урока», «совместные интересы и увлечения», «хочется увидеть в учителе человека». Современные педтехнологии в основном затрагивают вопросы обучения, воспитания и практически не затрагивают проблему взаимоотношений с детьми. А между тем, современным школьникам как раз не хватает простых отношений, так как часто родители работают в нескольких местах, существуют неполные семьи, неблагополучные в социальном плане, а кроме того большинство людей не имеют педагогических и психологических знаний. Поэтому учитель – это тот человек, который не только может, но и должен показывать пример корректного общения и установления взаимоотношений между людьми. Чтобы учить общаться, учитель должен сам владеть навыками общения, знать психологию, владеть приемами установления контактов и поддержания взаимоотношений, быть интересным.

Перевоспитание трудного школьника происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности.

5.Как нужно включать трудного ребёнка в процесс деятельности классного коллектива?

В подростковый период ребёнок склонен переходить на личности: указывать взрослому промахи, недочёты в работе, частая тема разговора – необъективность, несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребёнка к тому, как его воспринимают окружающие. Хотелось бы остановиться на условиях осуществления индивидуального подхода при работе с детьми с девиантным поведением.

 

6. Как правильно строить общение с  такими детьми?

Об этом мы попросим рассказать нашего гостя.________________________________

приёмы педагогического воздействия на трудных школьников

1. Приёмы, способствующие в нравственных поступках и накоплению социально – положительного опыта:

  • Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);
  • Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
  • Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
  • Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
  • Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

  • Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
  • Поощрение - похвала, награда, одобрение;
  • Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
  • Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
  • Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);
  • Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);
  • Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);
  • Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

  • Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
  • Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
  • Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
  • Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
  • Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
  • Разоблачение или выявление виновного

4. Приёмы со скрытым действием:

  • Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося )
  • Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
  • Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
  • Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
  • Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)

Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов в неучебной деятельности в педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Псих.игра Серпкова

Никто из нас не опровергнет истины – ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

Обратимся к данным Госкомстата: (слайд № 2) ежегодно 2 млн. детей попадают под тяжелую руку своих родителей, 50 тыс. уходят из дома, каждый год распадаются 500 – 600 тыс. семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей групп риска.

По статистике сейчас в России 700 тыс. детей-сирот, 3,5 млн. детей – беспризорные, 900 тыс. – социальные сироты, это в 2,5 раза больше в процентном соотношении, чем после войны.

Сокращается средний возраст начала курения, употребления наркотиков. Средний возраст начала сексуальных отношений составляет 11 лет 4 месяца.

Это статистические данные по России за 2004 год, в настоящее время цифры не уменьшились, а увеличились.

К сожалению, сегодня налицо и кризис российской семьи. Он характеризуется:

- появлением молодежных бездетных семей (и это демографическая ситуация убыли населения);

- ростом количества неполных семей;

- насилием, алкоголизмом в семье, появлением нетрадиционных видов семей;

- ухудшением здоровья членов семей, причем не только пожилых, но и молодых;

- изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщины. Все больше российских детей оказываются в трудных жизненных ситуациях.

Специалистами высказываются разные мнения по поводу классификации семей, в которых вырастают девиантные дети. Одни выделяют такие типы неблагополучных семей, как педагогически некомпетентная, конфликтная, аморальная и асоциальная

В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Оградить ребенка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей "группы риска" – одна из задач школы и родительского актива.

Прежде всего, необходимо применять дифференцированный подход в работе с семьями учащихся. Он строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

В связи с этим семьи делятся на 5 типов <Рисунок1>:

  1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
  2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре " особых " забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.
  3. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
  4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
  5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Выделяем три типа неблагополучных семей <Рисунок2><Рисунок7>:

Педагогически несостоятельная семья, которая занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. Ошибками родителей являются: 1) подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка; 2) обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом; 3) неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность; 4) погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.

В конфликтной семье воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. Ошибками родителей можно считать: 1) сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом; 2) тяжелую морально – психологическую атмосферу для всех членов семьи, и в том числе для ребенка; 3) агрессивную реакцию конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения; 4) настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.

В асоциальной (асоциально – криминальной) семье ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации. Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны: один вариант – семья, где родители не имеют постоянной работы, семейного уклада жизни у них нет. О детях не заботятся, главное, чтобы не мешали, не надоедали. Жестокость к детям проявляется в отсутствии должной заботы, в пренебрежении их интересами. Равнодушно отстраненный стиль отношения к ребенку, непонимание его ценности. Нередко ее образ жизни является следствием воспроизводства негативного опыта, который и отец, и мать приобрели в собственной родительской семье; другой вариант – семья, где пьют запойно, родители дерутся друг с другом и бьют детей, ведут паразитический образ жизни, пропивают детские пособия, не гнушаются воровства. Дети живут в нетерпимой обстановке – пьяных дебошей, сексуальной разнузданности, лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы, следствием чего является плохое психическое состояние. Для многих детей из таких семей характерны задержки психического развития, что осложняет их пребывание в школе. Дети нередко ведут "челночный" образ жизни: после очередного "воспитательного" мероприятия бегут из дома, а потом возвращаются, что ухудшает их и без того шаткое положение в школе.

Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов<Рисунок3>:

  • установление контакта с членами семьи;
  • выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;
  • определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;
  • реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
  • патронирование семьи, если оно необходимо.

7.Каковы особенности в работе с такими семьями?

8.Каковы пути решения проблемы реабилитации и профилактики появления “трудных” детей, от чего зависит эффективность их перевоспитания? Какие формы работы могут успешно применяться в работе с ними?

(обсуждение ответов на поставленные вопросы)

  • единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (воспитатели, педагоги-специалисты, учителя школы, психологи, родители и другие родственники), нет единства требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно;
  • наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно;
  • наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, взрослых, так и в своих собственных;
  • педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка в нем. Для этого необходимо учитывать:
    • тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми, кто не любит детей и свою работу;
    • меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу, самооценке.
    • нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания – “непуганные дети”. Недостатки детей должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность;
    • педагог обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи воспитанника;
    • надо верить в воспитанника. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием;
    • индивидуальный подход к трудному ребенку.
    • проявление доброты и внимания, заботы;
    • проявление огорчения;
    • соблюдение закона неприкосновенности личности (не “ты плохой”, а “ты сделал плохо”, не “ты жестокий”, а “ты жестоко поступил”);
    • “авансирование личности” - предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере не заслуживает;
    • убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;;
    • целенаправленная работа по нравственному просвещению (часы этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.);
    • актуализация всех источников нравственного опыта воспитанников (учебная, общественно полезная, отношения между воспитанниками в группе и с одноклассниками в школе, с воспитателями и учителями);
    • постоянно действующий “Совет по профилактике правонарушений”.

Решение педсовета

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Ваш текст должен быть в пределах 10-300 символов

Люди, участвующие в этой беседе

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.