Модель воспитания в школьном коассе:условия реализации

Автор: Ирина вкл. . Опубликовано в Клаcсному руководителю

Парфенова И.С.

Модель воспитания в школьном классе: условия реализации

Изначально, школьный класс – это объединение детей для занятия главным видом деятельности – учебой. Дети приходят в класс и на первом этапе их мало что связывает, то есть общего желания для того, чтобы объединиться, они не испытывают. В этом есть свой минус.

Конечно, можно считать, что учеба - общая цель класса, хотя это не совсем так – некоторые подростки самостоятельно приходят к мысли о том, что знания – это основа их дальнейшей жизни, некоторым это внушают родители. А многие ходят в школу ради общения и учеба не является их основной целью.

Из всего времени, которое ребенок проводит в школе, около 80% он проводит в классе. Этот факт нельзя не использовать педагогам, занимающимся воспитанием, в большей степени это касается классных руководителей, таким образом, у школьного класса есть большой плюс – у детей есть взрослый, которому, пусть и в соответствии с должностными обязанностями, но вверено отвечать за этих детей. Именно его воспитательные усилия играют неоценимую роль.

Остановимся на некоторых компонентах модели воспитания и определим условия, при которых у нее есть перспективы.

Начнем с целей. Это один из важных моментов в воспитании детей. Часто случается, что педагог из года в год, в разных классах ставит одни и те же цели. Нет, они, конечно, могут быть одинаковыми (например, воспитывать уважительное отношение к взрослым и т д.), но гораздо более важными являются цели более индивидуальные, которые касаются не класса в целом, а ребенка в отдельности.

Если говорить об общих целях, то наиболее перспективными, на наш взгляд, являются цели гуманистического воспитания.

Конкретный класс, а точнее его особенности, способствуют возникновению целей другого уровня. Например: изменить негативное отношение к школе; сплотить ребят; повысить уровень успеваемости; заинтересовать родителей классными и школьными делами и проблемами и т.д.

Очень важно, когда помимо общих целей для класса, классный руководитель умеет наметить индивидуальные цели. Например: Иванов П. – формирование адекватного образа другого человека; Петров В. – овладение нормами нравственного поведения; Сидоров К. – формирование адекватной самооценки; Васин Г. – формирование единства сознания и поведения, слова и дела и т.д.

Следующим компонентом модели воспитания являются субъекты. Основными субъектами на уровне школьного класса являются: дети, классный руководитель, педагоги, работающие в классе и родители.

С одной стороны, дети – объекты воспитательной деятельности, но перспективность гуманистической модели воспитания заключается в том, что в результате совместной деятельности взрослые и дети становятся партнерами.

Л. Н. Толстой полагал, что «…не только трудно, но и невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И это воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети».

Работа по усовершенствованию самого себя, смысл которой – в освоении собственной позиции педагога-воспитателя, которая заключается в выработке своих личностных и профессиональных ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. (А.И.Григорьева)

Эффективность деятельности классного руководителя во многом зависит от его профессиональной компетентности, от собственной культуры, от включенности в жизнь класса.

Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале, взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно представлять собой некое единство взглядов по поводу содержания образования, взаимоотношений с учениками, целей и т.д.

Воспитание – переплетение действий воспитателей. Эти действия, эти влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут вступать в противоречие и взаимно уничтожать воспитательные усилия. (С.Д.Поляков)

Рассматривая вопрос о том что же и по каким законам рождается во взаимодействии воспитателей, С.Д.Поляков остановился на вопросе потенциала педагогического коллектива, суть которого состоит в единстве мнений относительно важных составляющих педагогической сферы.

«Воспитательный потенциал педколлектива складывается:

  1. из единства мнений относительно «идеального воспитанника» (по существу, из единства образов цели воспитания);
  2. из единства мнений в отношении своих, «родных» школьников;
  3. из схожести идеалов воспитательной работы, воспитательного действия;
  4. из единства оценки педагогов как воспитателей, в частности руководителей (особенно того, кого воспитатели воспринимают как «главного воспитателя»; в школе это не обязательно директор, бывают в этой роли и завуч, и организатор внеклассной работы).»[1]

Единство педагогических взглядов, а тем более взглядов на воспитание – встречается не очень часто, но если педагоги в этом заинтересованы, то возникает некое педагогическое сотрудничество, в котором и состоит сила педколлектива.

Родители – особые участники классной жизни. В силу ряда объективных причин, многие родители своими детьми занимаются все меньше, а от школы требуют все больше. Отношение родителей к школе неоднозначно, во многом даже отрицательно. Некоторые родители, дабы снять с себя ответственность за промахи в семейном воспитании ребенка, обвиняют школу.

Общаясь с родителями, мы имеем дело в основном с уже сформировавшимися личностями, поэтому изменить их отношение к некоторым вопросам бывает очень сложно.

Кроме того, система нравственных ценностей классного руководителя и родителей часто отличается.

Привычная картина для классных руководителей, когда на родительское собрание приходят единицы родителей, да еще, в основном, тех детей, с которыми возникает меньше всего проблем. Объяснить ситуацию, почему так редко ходят остальные можно:

1)       никому неприятно выслушивать отрицательную информацию о своем ребенке, который для родителей самый умный, самый воспитанный.

2)      часто   собрания   проводятся   формально   и решаются   на   них   только организационные вопросы.

Можно ли понять родителей в данном случае? Конечно, да!

Тем не менее, есть способы привлечь родителей к школе.

Например, придать родительским собраниям практическую направленность. Вопрос образовательных потребностей требует особого внимания, так как лишь небольшое количество родителей, преимущественно те, кто имеет образование в области взаимодействия человек – человек, знакомятся с педагогической литературой, а большинством процесс воспитания осуществляется спонтанно и интуитивно.

Кроме того, необходимо максимально информировать родителей о жизни детского коллектива, о достижениях, о результатах всевозможных тестов, анкет и т.д.

Не стоит сообщать родителям негативную информации об их собственном ребенке на собрании. Избавьте их от публичного стыда за их чадо. Такие вопросы лучше решать индивидуально.

Отношения – следующий компонент модели воспитания. Они являются воспитывающим фактором. Как правило, школьный класс делится на определенное количество групп. Между членами этих групп зачастую складываются дружеские отношения, а вот основные проблемы возникают тогда, когда начинается общение членов разных микрогрупп.

В школе ребенок вступает в отношения с разными субъектами, но самочувствие ребенка в школе во многом определяют отношения между одноклассниками, поэтому работа классного руководителя должна включать в себя выработку установки на положительное отношение к человеку, развитие эмпатии и толерантности, укрепление эмоционально-психических связей.

В силу еще недостаточного своего развития, компетентности, отсутствия опыта, ребенок не способен самостоятельно создать динамичную среду, в которой он мог бы чувствовать себя комфортно, поэтому, во много, ответственность за ее создание должен взять на себя классный руководитель.

Система отношений создает определенный психологический микроклимат. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в какой-нибудь «тусовке».

Совместная деятельность – еще один компонент модели воспитания в классе.

Удовлетворение потребностей – основной источник человеческой активности. Начиная работать с классом, классный руководитель должен иметь четкое представление о том, какие потребности преобладают в данном конкретном возрасте и строить свою работу так, чтобы у ребят была возможность их удовлетворить. Но это не единственная задача классного руководителя в этом направлении. Очень важно стараться формировать у ребят потребности более высокого уровня.

Очень большое значение в жизни класса играют общешкольные дела. Известно, что КТД – это система практических действий на общую радость и пользу. И такие мероприятия себя оправдывают, если учесть, что при подготовке преследуются конкретные цели.

КТД разностороннего уровня являются широким полем деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуальной и социальной активности. Хотелось бы отметить, что в подготовке и проведении КТД классный руководитель должен менять свою роль, если он хочет воспитать в ребятах самостоятельность. Сначала он является организатором. Затем участником, а потом и просто консультантом.

В общешкольных делах есть свои положительные моменты:

  • они способствуют сплочению классного коллектива;
  • они дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал, осознать свои способности. Тем самым укрепить свою позицию в классе;
  • они приучают ребят быть самостоятельными и ответственными.

Много повторяющихся проблем возникает из-за того, что не всегда должное внимание отводится анализу, а ведь это одна из составных частей всего воспитательного процесса. Именно анализ способствует повышению мастерства и результативности.

Анализировать нужно не только то, что не получилось, но и то, что прошло с успехом: закрепить положительные моменты, подумать об усовершенствовании и т.д.

Пытаясь гуманизировать процесс общения, классный руководитель должен учить ребят признавать ценность каждого человека, способствовать формированию психологических знаний, умений и навыков, позволяющих разобраться в другом человеке, прививать им дружественный тон общения и т.д.

Принципы гуманистического воспитания – основа деятельности классного руководителя, суть которой заключается в безусловном принятии каждого ученика, в создании условия для саморазвития, самореализации и самовоспитания ребенка, мягкое управление процессом развития, его педагогическая поддержка.

Обобщая все выше сказанное, еще раз обратим внимание на те условия, которые помогают сделать модель воспитания перспективной:

-     уважительное отношение классного руководителя к личности ребенка, безусловное принятие каждого ученика;

-     существующая для каждого ребенка возможность выбрать в классе ту деятельность, которая более всего соответствует его интересам и склонностям;

-     динамическое изучение личности ребенка в отдельности и класса в целом;

-     целенаправленная работа по созданию детского коллектива;

-     стимулирование детей к самостоятельной деятельности;

-     создание в классе благоприятной для личностного развития ребенка среды;

-     взаимная информированность классного руководителя и учителей-предметников об организации учебно-воспитательного процесса;

-     координация классным руководителем воспитательных усилий педагогов-предметников;

-     практическая направленность работы с родителями;

-     информирование родителей о жизни класса;

-     привлечение родителей к жизни класса;

-     выработка собственной позиции педагога-воспитателя;

-     повышение собственного профессионального статуса;

-     анализ собственной деятельности.

 


[1]    С.Д.Поляков Психопедагогика воспитания:Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М., 1996. - С.83.

  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.