Школа молодого педагога "Игра и развитие личности дошкольника"

Автор: Ильгова Светлана Николаевна вкл. . Опубликовано в Метод. кабинет

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 107 «БОРОВИЧОК»

Школа молодого педагога
Тема:«Игра и развитие личности дошкольника»

Подготовила:
Ильгова С.Н.
педагог-психолог
МБДОУ № 107

г. Симферополь
7 апреля 2014
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Цель: Актуализация знаний педагогов, повышение профессионального мастерства
Задачи:
1) оптимизировать деятельность педагогов по эффективному использованию игр для развития личности ребенка
2) способствовать развитию умения работать в команде, развивать коммуникативную составляющую профессиональной компетентности педагога.
3) развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
4) обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.

Предварительная работа:
1. Подбор игр по теме семинара (с указанием названия, цели и хода игры).
2. Подготовка презентации
3. Оборудование (Карандаши, билеты по цвету, игры круги Эйлера на каждого участника, мячи)
Ход занятия

Слайд №2
1. «Обмен энергиями» - 5 минут Ильгова С.Н.- психолог.

Цель: единение группы в одну единую команду
Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю вам встать в круг и с поклоном произнести: «здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте!
(Участники кланяются и опускают руки)
Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами. И для того, чтобы поднять наш творческий дух, проговорим «Привичалку»:

Слайд № 3
• Здравствуйте все, кто сегодня собрался!
• Приветвсем, ктонастроен на сотрудничество! (привет)
• Приветвсем, кому нравитьсяобщаться в группе!
• Приветвсем, ктолюбитпознаватьновое!
• Приятновидетьвсехулыбающихся! (спасибо)

Слайд № 4
2. Вводная часть «Игра, как Атлантида» - 3 минуты Ильгова С.Н. -психолог.
Уважаемые педагоги, сегодня мы пригласили вас на очередную встречу, для того, чтобы обсудить актуальный вопрос о важности развития личности ребенка через игру.

«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»

Тема нашей Школы молодых педагогов:«Игра и развитие личности дошкольника»

Задачи:
1) оптимизировать деятельность педагогов по эффективному использованию игр для развития личности ребенка
2) способствовать развитию умения работать в команде, развивать коммуникативную составляющую профессиональной компетентности педагога.
3) развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
4) обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.

Продолжительность семинара –1ч. 30мин.

Слайд № 5
3. Теоретическая часть «Педагогическая кухня»

Тема: « Организация и руководство творческими играми»
Цель: уточнение системы знаний педагогов в области игровой деятельности дошкольников.
Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми ( игры с правилами).

Слайд № 6
ТВОРЧЕСКИЕ – сюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации, режиссёрские игры, театрализованные,с природным материалом.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ - подвижные и дидактические игры.
Слайд № 7
4. «Купите билетик» - 5 минут Ильгова С.Н.-психолог
(Вхождение в игру.)
Цель:интеллектуальная разминка.

- Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». В своей работе на занятиях с детьми можно использовать круги Эйлера.
И я вам предлагаю выбрать себе билет следующим образом: каждый педагог выбирает «билетик» определенного цвета, находит свой стол и выполняет задание приготовленное заранее. Педагоги разделены на три команды: в каждой команде по 2 молодых педагога и опытные педагоги.

Слайд № 8
5. «Докажи очевидное»
Цель:повышение педагогической компетентности педагогов.
В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»:каждая команда получает общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы. Озвучивает утверждение один из молодых педагогов, каждой команды.
Слайд № 9
Игра для ребенка — это радость и удовольствие.
 Игра облегчает адаптационный период.
 Игра имеет значение для умственного развития.
 Игра - окно в мир взрослой жизни.
 Игра способствует развитию речи, коммуникативных навыков.

Ведущий предоставляет каждой команде выбравшей одно из утверждений обсудить его в команде(3 минуты), слово предоставляетсямолодому педагогу, который комментирует значение игры, опираясь на свой опыт работы и опыт коллег.

Слайд № 10
Выводы:Обобщая выступления, я зачитаю вам слова академика Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Слайд № 11
6. Теоретическая часть «Путешествие по развивающим играм»

Тема: «Особенности проведения дидактических игр»
Цель: расширить знания педагогов о дидактических играх.
Из всего многообразия игр хотелось бы остановиться на дидактических играх. Что такое дидактическая игра? (ответы воспитателей).
Слайд № 12
Дидактическая игра - это такая коллективная целенаправленная образовательная деятельность, когда каждый ребенок и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Какие виды дидактических игр вам знакомы?
Виды дидактических игр:
1. ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ;
2. НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ;
3. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

Слайд № 13,14,15
Презентация интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.
Педагог предлагает молодым педагогам консультацию о правилах проведения дидактических игр.(Приложение)

Слайд № 16
7. Игра «Гусеница»Ильгова С.Н. , психолог- 7 минут
Цель: игра учит доверию.

- Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
Обсуждение:
• Что испытывали при выполнении задания?
Слайд № 17
• Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:
• первый — самый благородный — размышление;
• второй — самый легкий — подражание;
• третий — самый горький — опыт.
• Счастье — на стороне того, кто доволен.
• Аристотель

Слайд № 18
8.«Мастер-класс»
Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми.
Ведущий предлагает молодому педагогу от каждой команды, вытащить фант, в котором будет прописана информация, какой вид дидактической игры необходимо найти (из множества представленных игр на столе). Объяснить цель и правило игры и провести игру со своей командой.
Фанты:Слайд № 19
1. ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ;
2. НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ;
3. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.
Педагог предлагают молодым педагогам подборку упражнений в виде сказок для корригирующей гимнастики. (Приложение)

Слайд № 20
9. «Педагогическая вертушка»
Цель: обогащение педагогического опыта
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно часто. Их появление ученные относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста- из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Ситуация 1. «Не хочу быть хуже»
Ваня и Петя играли в игру типа «гусек» (с кубиками). Сначала выигрывал Петя. Но когда стал выигрывать Ваня, Петя не доиграл, бросил кубики и сказал, что не будет больше играть.
Ваши действия как воспитателя. Какие дидактические игры может использовать воспитатель для корректировки Петиного поведения

Ситуация 2.«Я самый умный»
В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта:
 Его стремление командовать сверстниками.
 Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников.
Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем. Какие дидактические игры может использовать воспитатель для корректировки Мишиного поведения

Ситуация 3.«Обзывалки»
Саша и Сережа играли вместе (4 года). Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.
Ваши действия, как воспитателя. Какие игры можно использовать, чтобы дети научились разрешать конфликтные ситуации.

Ситуация 4.«Не красивая девочка»
Полную девочку (5 лет) обзывают мальчики, она плачет, замыкается, ни с кем не играет, и не хочет ходить в детский сад.
Для решения проблемы девочки, воспитатель проводит специальных упражнений, учить детей решать проблемные ситуации.... Как?

Ситуация 5. «Я не такой, как все»
Мальчик (6 лет) из необеспеченной семьи. От того, что у него нет дорогих игрушек, и он не так хорошо одет, как другие дети, с ним никто не дружит.
Воспитатель – источник оценки, образец действия. Как повысить статус ребенка в группе, с помощью творческих игр?

Ситуация 6. «Одинокий ребенок»
В групповой комнате играют дети. Максим подошел к ним и сказал:
-Возьмите и меня поиграть в поезд.
-Нет, мы никого не принимаем, - ответили дети.
Поезд отходит от станции. Максим поспешил к другой группе детей:
- Можно и мне с вам?
-Нет, нас и так много, - ответили дети.
Максиму одному было скучно, и он подошел еще к одной группе, где играли в настольный футбол.
-А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?
-Нет,- ответили мальчику,-в эту игру мы сами хотим играть.
Максим, опустил голову, медленно отошел от детей, остановился у окна и стал ждать, когда за ним придут.
Разрешение конфликта.Как воспитатель может разрешить конфликтную ситуацию, общаясь к чувствам ребят.

Ситуация 7. «Ребенок лидер»
Девочки решили играть в игру «Магазин», Катя сказала:
-Чур, я буду продавцом, а вы все покупатели.
Начался спор по поводу того, что Катя каждый раз бывает продавцом, больше никто. Помимо всего, девочка стала указывать играющим, что кому покупать, с чем приходить в магазин. Детям это не понравилось, и они отказались от игры.
Через какую дидактическую игру, педагог может разрешить конфликтную ситуацию?
Педагог предлагает молодым педагогам подборку игр для решения конфликтных ситуаций (Приложение)

Слайд № 21
10. Видео-притча
«Самая прекрасная из женщин -женщина с ребенком на руках» - 2 минуты

Слайд № 22, 23, 24
10. Дыхательное упражнение

СЕМЬ СВЕЧЕЙ – 5 минут
Цель: релаксация.

- Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...»
Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:
• Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
• Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Слайд № 25
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.