Обучение техническим элементам баскетбола с применением подвижных игр и эстафет

Автор: Андрей Анатольевич Житлов вкл. . Опубликовано в Физкультура

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

СТ. ПЛАТНИРОВСКАЯ МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Обучение техническим элементам

баскетбола с применением подвижных

игр и эстафет

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы

учителя физической

культуры

высшей категории

МОУ СОШ № 25

ст. Платнировской

МО Кореновский район

Житлова Андрея

Анатольевича

ст. Платнировская 2015 г.

 

 

Подростковый возраст – переломный момент в развитии двигательной функции ребёнка. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в спортивных играх(баскетбол, футбол, волейбол, гандбол).Основными задачами тренера или учителя физ.культуры на данном этапе: является выработка привычки к самостоятельным занятиям избранным видам спорта (баскетболом), воспитание спортивного трудолюбия и волевых качеств, изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите; приобретение начального опыта участия в соревнованиях.

Баскетбол является составной частью учебной программы по физвоспитанию в школе. Технические приемы и тактические действия и

собственно игра таят в себе большие возможности для формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей детей. Игра в баскетбол имеет уникальные возможности для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, чувства коллективизма.

Процесс формирования знаний и умений, навыков игры в баскетбол неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.

В зависимости от условий проведения уроков физкультуры я ста­рался подбирать упражнения и игры, которые полагали бы учащимся овладеть техническими приемами и выполнять их в условиях приближен­ным к игровым. Простые упражнения баскетболиста стараемся сочетать с. различными упражнениями и возможными прыжками. В системе подготовки баскетболистов должны найти место различные игры, эстафеты.

Приступать к обучению простейших технических приемов можно уже в начальных классах.

Для владения техникой перемещения, характерного для баскетболиста, рекомендуется следующее упражнение: разновидности бега с остановкой по сигналу, пятнашки с раздельного старта, эстафеты с разновидностью прыжков, подвижные игры.

Стойка баскетболиста должна обеспечить передвижение игрока в любую сторону вперед или назад. Стартовать игрок может быстро, если он находится на полусогнутых ногах и сохраняет равновесие. Основным положением должно быть: нога согнуты руки перед грудью.


Какие задания я даю учащимся в начале обучения:

  1. Из основной стойки баскетболиста - присесть, выпрыгнуть, при­землиться на согнутых ногах.
  2. В шеренгах поочередное выполнение этого - задания. Этим я
  3. Смотреть на мяч пока он небудет крепко держать его в руках;
    1. Принимать мяч на кончики пальцев;
    2. Держать мяч пальцами;
    3. При ловле низколетящего мяча направлять пальцы вниз; а ла­дони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцами вверх, а ладони наружу;
    4. Движением рук и кистей смягчать прием мяча;
    5. Всегда двигаться навстречу передаче, за исключением некоторых случаев при осуществлении быстрого прорыва;
    6. Быть готовым укрыть мяч движением локтей и туловища, как толь­ко игрок овладеет им.
    7. Отведение глаз от мяча.
    8. Ловля мяча ладонями.
    9. Отсутствие движения к мячу, когда это необходимо.
    10. Начало передачи или броска до прочного приема мяча.
    11. Овладеть правильной техникой всевозможных передач:
      1. Умело выбирать правильный способ передачи в каждой конкретной  ситуации;
      2. Определять местонахождение партнера, принимающего мяч;
      3. Не стремиться к слишком хитроумным передачам;
        1. Целиться в грудь или подбородок партнеру, принимающего переда­чу;
        2. применять Финтыперед выполнением передач.
        3. Слишком сильные передачи.
        4. Неточные передачи.
        5. Плохая «работа» ног.
        6. Неумение расслабиться и усталость игроков.
        7. Поспешность и неуверенность в передачах.
        8. Свободной рукой выбить мяч у противника;
          1. Убегающего можно осалить передачей, но тот имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается осаленным.
          2. Догоняющий с мячом, взаимодействует с игроком за площадкой. Запятнать игрока догоняющий может, лишь получив мяч от партнера
          3. Неумение сосредоточить внимание на цели.
          4. Слишком сильное вращение мяла.
          5. Плохое равновесие тела.
          6. Поспешность при выполнении броска.
          7. Неумение выбрать правильный способ броска.
          8. Неиспользование финтов перед броском.
          9. Разведение локтей при выполнении броска.
          10. Отсутствие сопровождения мяча.
          11. Держание мяча на ладони во время броска.
            1. Перед каждым кольцом я использую и дополнительные щиты , вы­страиваются колонны. Игрокипоочередно выполняют по одному броску. Какая из колонн наберет больше очков (попаданий)?
            2. Тоже, только броски выполняются за определенное время. Какая из колонн (команд) за определенное время сделает больше попада­ний? .
              1. Занимающиеся, выстраиваются в колоннах перед щитом. Первые в ко­лоннах бросают мяч в кольцо, после этого могут поймать мяч, отскочивший от щита или прошедший через кольцо и повторить бро­сок. За попадание с первой попытки - 2 очка, со второй - I очко. Затем, это же задание, выполняет очередной из колонны и т.д. Игрок, не поймавший мяч после первого отскока от пола, лишается повторногоброска.

Надо следить, чтобы учащихся ноги были наширине плеч, одна

несколько выставлена вперед.

стимулирую правильность выполнения упражнения всех учащихся. Научив ребят основной стойке без мяча, необходимо приступить к выполнению этого же задания с мячом.

Когда игрок владеет мячом, он должен держать еготак, чтобы мяч был укрыт от соперника, и в то же время игрок был готов кпередаче, ведению или броску.

В основной стойке баскетболиста мячнеобходимо держать на уровне груди и защищать его, согнув руки в локтях и слегка рас­ставив их в стороны.

Обычная ошибка при держании мяча состоит в том, что игрок держит мяч слишком низко, и это заставляет его поднимать мяч пе­ред броском и передачей, или слишком, высоко, и в результате

игрок не может быстро начать ведение.

   В начальных классах при обучении стойки баскетболиста рекомендуется проводить подвижные игры: «Воробьи и вороны», «День и ночь», причем исходным положением в игре необходимо давать стойки баскетболиста.

Следующим техническим приемом, которым продолжается обуче­ние - это передвижения. Из различных способов и разновидностей передвижений вначале разучивается бег лицом,вперед, по прямой и по дугам, затем разучивается бег с изменением скорости и на­правления. Потом бег боком, спиной и их разновидности, бег при­ставными шагами. На этом этапе обучения рекомендуется проводить игру «Вызов номеров».

Игра напоминает «эстафету с вызовом игроков». Опыт показы­вает, что учитель должен уточнить, каким, способом ученик прео­долевает отрезок от старта до финиша (приставным шагом вперед, назад или в сторону), как выполняет поворот для обратного бега. При совершенствовании этих элементов баскетбола (5-6 кл.) можно на пути игроков ставить препятствия (кегли, стойки).

 

 

 

В практическом пособие по физическому воспитанию за 2003г.даны игровые эстафеты-задания, совершенствующие навыки стойки баскетболиста и различные передвижения.

Можно предложить следующие задания: «Слушай сигнал». Учитель уславливается с учениками, какое задание они выполняют по тому или иному сигналу подаваемому им во время продвижения учащихся по площадке. Например, по свистку все должны сделать поворот кругом (с опорой на одну ногу) - изучается в 7 классе, и продолжить бег. Два свистка означает немедленную остановку (остановку вдва шага изучается в 6 классе), а три коротких свистка -прыжоквверх толчком одной ноги с дальнейшим продвижением вперед.

Опыт показывает, что ребятам необходимо разнообразить подачу звуковых и зрительных сигналов (свисток, хлопок, поднятая рука учителя и т.д.).Тот, кто ошибется дважды, выбывает из игры.

«По кочкам». На полу чертятся мелом небольшие круги (кочки), располагая их друг от друга на расстоянии небольшого шага по ломаной линии. В ходе эстафеты, прыгая с ноги на ногу, игроки преодолевают «болото» по кочкам и возвращаются обратно. Для за­крепления навыка передвижения с изменением направления можно применять так же «Эстафету-змейку» в ходе которой игроки без мяча в дальнейшем с мячом) быстро оббегают расставленные бу­лавы, набивные мячи или другие предметы. Бег можно проводить лицом и спиной вперед, с поворотами для обратного движений.

Ловля мяча является сравнительно простым навыком, но мно­гие учащиеся, особенно в начале обучения, к сожалению, пренебре­гают некоторыми ее основными принципами. Игрок, ловящий мяч, всегда должен помнить, что мяч двигается с определенной скоро­стью и имеет вращение. Игроку необходимо смотреть на мяч, пока он не будет крепко держать его в руках,   учащийся должен рас­слабиться и поймать мяч на кончики пальцев. Основание ладоней, кисти, предплечья и плечи смягчают прием мяча.

Игрок должен:

 

 

 

 

 

Практика показывает, что общими ошибками при обучении ловли мяча является:

Ловля мяча, как технический прием баскетбола, неразрывно связан с передачами мяча. Обучение ловли и передачи мяча, как правило, проводить параллельно. Поэтому разберем технику переда­чу мяча.

После бросков в корзину передачи являются вторым важным при­емом игры. Чтобы выполнить бросок, учащийся должен овладеть мячом, это обычно делается посредством передач. Программой предусмотрено ознакомление с техникой ловли и передач мяча в 5 классе с последующим закреплением навыков этих приемов в 6 классе.

Игрок, хорошо передающий мяч, представляет ценность для любой команды, т.к. он может посредством передачи доставить мячпартнеру, находящемуся в выгодной позиции для броска. И во мно­гих случаях такой игрок ценится не меньше, чем самый результатив­ный снайпер.

Существует несколько способов передач.

Основные из них :

- передача двумя руками от груди;

-передача двумя руками от пола;

- передача одной рукой от плеча;

-передача подбрасыванием и т.д.

Совершенствование передач необходимо проводить на всех эта­пах подготовки учащихся на уроках и вовремя тренировочных занятий. Передача двумя руками от груди - самая распространенная в баскет­боле. Она применяется для доставки мяча партнеру на расстоянии в пределах 3-4 м. - в 5-6 классах, 5-6 м. - в 8-11 классах, когда соперник не находится на пути полета мяча. Передача двумя руками от груди является быстрым, точным, и надежным способом передачи мяча.

 
   

Выполняется передача из основной стойки, мяч удерживается двумя руками у груди, пальцы широко расставлены, большие пальцы направлены друг к другу. Руки согнуты в локтевых суставах, локти рас­ставлены в стороны. Мяч досылается движением плеч, предплечий, кистей и пальцев. Сопровождение выполняется выпрямленными руками, ладони обращены наружу, пальцы направлены в сторону передачи.

 

 

Учащимся на всех этапах обучения необходимо напоминать, что передающий мяч должен:

3.Приспосабливать вид и скорость передачи к конкретной ситуации;

     Опыт работы с учащимися на уроках и во внеклассных занятиях показывает, что общими причинами, которые приводят к потери мяча является:

3.  Неправильно рассчитанная скорость передач.

Для совершенствования ловли и ведения мяча в начальных классах мы проводим следующие эстафеты: «Передал – садись».

1.  Игроки стоят в 3-4 колонках по одному в полушаге один от другого.

Вкруги, очерченные в5-6 шагах зависимости от возраста и
подготовленности уч-ся) перед командами, выходят капитаны с
мячами в руках. По сигналу капитан передает
мяч (двумя руками
от груди или
другим способом) первому игроку колонны, который
ловит его, возвращает капитану и сразу же принимает положение
упора присев.
Затем капитан перебрасывается мячом со вторым
третям и другими игроками команды.                                                                   

Каждый игрок, сделавший ответную передачу, приседает. Когда последний в команде отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Команда считается победительницей, если закончила передачи мяча раньше других и без нарушения правил.

Можно проводить игру у гимнастическихскамеек, находящихся меж­ду ногами стоящих в колонне игроков. В этом случае игрок, бросившиймяч капитану садится на скамейку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

Занимающиеся становятся по кругуи рассчитываются по порядку. Мяч у третьего явосьмого номера. По сигналу мяч против часовой стрелки: команда четных между собой, нечетные также между собой, Передавая мяч как можно быстрее, игроки каждой из команды ста­раются, чтобы их мяч перегнал мяч противника. Как только это про­изойдет, игра останавливается, команде начисляется очко. Интерес­но было видеть эту игру, казалось бы, для младших школьников, в исполнении девятиклассников. И во время разминки я часто применяю эту игру, которая совершенствует быстроту и точность передач, она очень эмоциональна, воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки.

Продолжение обучения ловлии передач мяча в 5-6 классах про­водим в колоннах на технику исполнения и в соревновательном ре­жиме.

В 5классе во второй четверти предусмотрели освоение техники ведения мяча, как важнейшей частью игры в баскетбол. На первых уроках объясняю ребятам, что применяется оно для прохода к корзине и броска   одной рукой сверху, для продвижения мяча, для убыстрения игры, как средство атаки. Очень важно, чтобы
учащиеся поняли, что злоупотреблять ведением не следует. Каждый
баскетболист должен помнить, что ведение нужно применять для
пользы всей игры команды. Дальше следует показ правильного ведения мяча
свысоким и низким отскоком от пола.

 

Последовательность обучения по ведению мяча такова: имитация ведения мяча на месте и в шаге, ведение мяча на месте и в шаге в низкой, средней и высокой стойке, затем в движении по прямой, с изменени­ем направления мяча без сопротивления защитника (5 кл.).

В 6 классе продолжаем обучение ведению мяча с пассивным со­противлением защитника.

Для совершенствования ведения мяча часто провожу подвижную игру «Салки».

Игрок, ведя мяч, догоняет убегающего, тоже ведущего мяч,и не теряя контроля над мячом, старается осалить его свободной ру­кой. Можно предложить несколько усложненных вариантов для 7-8 классов:

Во время тренировочных занятий для 8-9 классов применяю усложнен­ный вариант, в этом случае отрабатывается ведение с изменением скорости ивысоты отскока мяча. Два учащихся вращают скакалку 4-5 м длины.

Направляющие с мячом начинают ведение, стараясь пробежать между ребятами со скалкой так, чтобы скакалка их не коснулась.

Для совершенствования изученных приемов в 10-11кл., можно пред­ложить игру «Наездник».

Группа делится на 2 команды. Каждая команда рассчитывается на первый - второй. Перша номера – «Лошади», вторые – «всадники», они садятся верхом на «лошадей». Игра ведется по баскетбольным правилам. Применяя все технические приемы, команды стараются забросить мяч в кольцо противника.

При наличии дополнительных четырех баскетбольных щитов сразу может играть весь класс (мальчики). Отмечается большая эмоциональ­ная и физическая нагрузка учащихся, этим, я повышаю плотность уро­ка.

Никакое упражнение юные баскетболисты не выполняют на трени­ровках с таким увлечением, как броски по кольцам. Научиться метко, попадать в корзину соперника - мечта каждого.

Броски мяча в кольцо являются наиболее трудоёмким элементом техники игры, поэтому для их совершенствования больше всего предлагается игровых заданий. После владения техникой бросков с места различными способами приступают к шлифовке их в различных условиях, сначала на месте, а затем в движении с комбинацией других элементов.

Игрок должен в совершенстве овладеть, прежде всего, техникой броска, которая требует сложной координации движений. Остановимся на важнейших условиях, необходимых ученику для точного броска. Движения плавны, ритмичны;   мячу придается обратное вращение. Все это обеспечивает броску мягкость и увеличивает вероятность попадания в кольцо.

Техника броска мяча в корзину:

 

 

 

 

 

а.)Бросок одной рукой из-под корзины

б.) Бросок одной рукой с места

в.) Бросок одной рукой в прыжке

г.)Использование щита при броске

 


       
     
 
   

Бросок двумя руками с места. Мяч надо удерживатьпрочно, без, напряжения, первыми суставами пальцев. При бросках необходимо со­хранять равновесие так, чтобы быть готовым тот час же вступить в игру. Это все необходимо детям рассказывать на первых же уроках обучения броскам в кольцо.

Наличие в нашем спортзале 6 баскетбольных колец позволяет всех распределить всех занимающихся на 6 групп. Моя задача на начальном этапе обучения - внимательно следить за правильностью техники бросков, вносить коррективы и оценивать результаты именно по технике броска, а н е по количеству попаданий в кольцо.

Два вида бросков показанные на рисунках - наиболее приемлемы для начального обучения.

С возрастом, у учащихся 5-6 классов увеличивается сила мышц, улуч­шается глазомер, поэтому в этих классах увеличиваю дальность бросков.

Для учащихся старших программой рекомендован бросок мяча в кольцо одной и двумя руками в прыжке.

 
   

Практика работы с учащимися (особенно с мальчиками) показывает, что наиболее подготовленные дети могут успешно овладеть этим сложным, в координационном плане броском.

 

 

Броском одной рукой сверху в движении пользуются с близкой дистанции после прохода с мячом под щит дриблингом, либо после получения передачи. Игрок отталкивается левой ногой и выносит мяч вверх двумя руками. Правая рука поддерживает мяч сзади, пальцы широко расставлены. Мяч удерживается на пальцах, а не на ладони. Баскетболист с силой отталкивается левой ногой и подтягивает ко­лено правой. Туловище вытянуто и устремлено вверх. Когда прыжок достигает максимальной высоты, левую руку убирают с мяча и плавно посылают его в цель правой рукой, сопровождая, как можно дальше.

Приземление на обе ноги.

Учителю при обучении бросков необходимо помнить наиболее общие ошибки:

На всех стадиях обучения необходимо отрабатывать броски, как правой, так и левой рукой.

Броски по кольцу сами по себе интересны, но поскольку им. отводит­ся большая часть времени, они могут наскучить ученикам. Чтобы этого не произошло, упражнения в бросках я провожу соревновательно - игровым способом.

4.То же, только игрок после броска должен поймать мяч в воздухе, иначе лишается повторного броска. Здесь можно начислять очки по 2 за каждое попадание, или за 1-ое - I очко, за второе- 2 очка. Все упражнения в бросках выполняются с разных сторон щита (слева, справа, по центр) и с разного расстояния.

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Ваш текст должен быть в пределах 10-300 символов
  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.