ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Андрей Анатольевич Житлов вкл. . Опубликовано в Физкультура

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

СТ. ПЛАТНИРОВСКАЯ МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК СРЕДСТВО

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

 

Из опыта работы

учителя физической

культуры

высшей категории

МОУ СОШ № 25

ст. Платнировской

МО Кореновский район

Житлова Андрея

Анатольевича

ст. Платнировская 2015 г.

Физическая культура как общественное явление занимало важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования. Еще Гиппократ сказал: "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную жизнь".

Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию.Негативное влияние гипокинезии на организм учащихся очень велико. У детей двигательный дефицит приводит к тому, что отмечается заметное снижение внимания, координации, точности и быстроты движений, ухудшение зрения.

Занятия физическими упражнениями в любой форме совершенствуют физическое развитие и обеспечивают устойчивость к заболеваниям простудного типа и заболеваниям, связанными с опорно-двигательным аппаратом.

Есть еще фактор, подчеркивающий необходимость физической разрядки в процессе умственного труда - это значительное количество информации, получаемой в школе. Увеличенная умственная нагрузка ускоряет утомляемость, требуя соответствующего роста физической активности. Данную роль выполняет учитель физкультуры, основной целью которого является воспитание здоровых, социально и психологически активных учеников.

Физическое воспитание определяется как целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального использования природных условий внешней среды. Физическое воспитание направленно на формирование двигательных навыков и физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, построенной на представлениях о ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, создании здорового образа жизни, сохранении здоровья. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников. Разрабатываются многообразные концепции в создании новой системы физического воспитания и образования.

При разработке концепций воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на физическое развитие школьников, важно учесть принципы:

  • системности - наличие в структуре обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов;
  • гуманизма, как проявление бережного отношения к индивидуальным задаткам, отказ от унификации и излишней стандартизации занятий;
  • индивидуально-типологического подхода к ученику как осознание уникальности его личности и биологической организации;
  • непрерывности системы физического воспитания и образования;
  • интеграции с предметами естественнонаучного гуманитарного профилей;
  • личностно-ориентированного подхода - признание ученика субъектом процесса обучения;
  • разносторонности развития (физической подготовленности и одновременное содействие духовному и эстетическому обогащению, воспитанию волевых и моральных качеств);
  • оздоровительной направленности (здоровьесберегающий принцип);
  • учет половозрастных и индивидуальных особенностей.
  • Группы ЛФК при диспансерах, больницах;
  • Группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах.
  • Сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни у учеников;
  • Осознать ответственность за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников).
  • Сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
    • рационализации внеурочной деятельности учащихся;
    • здоровьесохраняющего урока;
    • уроков здоровья.

 

 

 

 

Главной задачей физического воспитания в школе является воспитание гармонично развитой личности со здоровым телом, высокоразвитыми интеллектом, нравственностью, эстетическим вкусом.


Школьный возраст рассматривается как жизненный период , во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества, являющейся основой для формирования здоровой полноценной личности, причем физическое воспитание выделяется в качестве одного из доминирующих факторов, способствующих сохранению здоровья школьников, их социально-педагогической, психофизиологической адаптации, успешному обучению и развитию.

Итак, физическое воспитание - одно из важнейших направлений в целостном процессе воспитания личности. Физическое воспитание можно рассматривать как условие полноценного воспитания духовно-нравственной, эстетической и интеллектуальной сфере личности. Важную роль в этом вопросе играет школа. Организация в ней воспитательного процесса должна способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников их успешному обучению и развитию.

В системе здоровьесберегающего обучения выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

Оздоровительно-рекреативное здоровьесберегающее обучение - это отдых, восстановление сил с помощью средств здоровьесберегающего обучения (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат Recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере здоровьесберегающего обучения, часто говорят "физическая рекреация".

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и другие.

Оздоровительно-реабилитационное здоровьесберегающее обучение - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организмов, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных двигательных форм и движений с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения.

Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

Самостоятельные занятия.

Большую роль в системе подготовке спортсмена играет спортивно-реабилитационное здоровьесберегающее обучение. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после двигательных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

Гигиеническое здоровьесберегающее обучение - это различные формы здоровьесберегающего обучения, включенные в рамки повседневного быта. Ее основная функция - оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Таким образом, физическая культура является одним из важнейших компонентов здоровьесберегающего обучения школьников. Физическая культура способствует совершенствованию двигательной активности, повышению уровня работоспособности, профилактике простудных заболеваний и заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Занятия физической культурой способствуют привлечению к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.

Современное состояние общества предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. "Здоровье - важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни".

В последнее время, к всеобщему сожалению, наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. По свидетельству Г. И. Молчанова и М. С. Лукьянчикова, к семилетнему возрасту здоровыми остаются 23% детей, но по данным углублённых исследований к группе полностью здоровых из них можно отнести лишь 8,8%.

Очевидно, что сегодня нужны экстренные и кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем школьников. Совершенно точно известно, что медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения здоровья учащихся, если не произойдут определённые изменения на уровне образовательных учреждений.

Цели здоровьесберегающей педагогики:

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставятся задачи:

Сравнительная характеристика моделей обучения.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Традиционная школа ставит перед собой цель информативную, т. е. дать ребёнку как можно больше информации. В то время как здоровьесберегающая педагогика считает, что учеников необходимо не научать, а развивать. Традиционное обучение такую цель ставит не в явном виде, а поэтому практически не достигает её. До тех пор пока главным критерием успешной работы учителя будут оставаться учебные достижения, а не уровень развития ученика, уровень его физических, интеллектуальных и духовных возможностей (уровень здоровья), до тех пор введение здоровьесберегающих образовательных технологий будет проблематичным.

Конечным результатом своей деятельности традиционная школа видит изменение поведения учащихся, а здоровьесберегающая школа - компетентность действовать в интересах своего здоровья и здоровья общества.

Учить и обучать, не теряя здоровье, возможно. Для этого необходимо осуществить переход от стрессогенных (традиционных) форм обучения к здоровьесохраняющим. Решить эту задачу в традиционной школе удастся через последовательное воплощение в практику:

Развитие учащихся без нарушения их здоровья - это, в первую очередь, педагогическая проблема. А точнее проблема организации творческой деятельности учителя со специалистами смежных профессий (психологов, валеологов, медицинских работников).

Первое направление медико-физиологической деятельности предусматривает контроль за состоянием здоровья, физическим развитием детей; осуществляется он при первичном обследовании, а в дальнейшем при ежегодных осмотрах учащихся врачами специалистами. При первичном обследовании даётся оценка состоянию здоровья, физического развития ребёнка, решается вопрос об индивидуальных назначениях коррекционной работы. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья, физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств коррекции, результаты доводятся до сведения учителей (классных руководителей), осуществляется контроль за санитарно-гигиеническим состоянием, профилактика травматизма. Постоянно учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья ребёнка и его эмоциональный настрой.

Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся предусмотрены вторым направлением программы. Для учащихся, нуждающихся в специальных методах коррекции психоневрологических отклонений, психологом проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия, педагогом-физиологом проводятся Уроки Здоровья. В школе созданы коррекционно-развивающие классы.

Третье направление предусматривает профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата. В качестве профилактических мер применяется комплекс физкультурно-оздоровительный работы с учащимися. С целью повышения двигательной активности предусмотрены паузы на свежем воздухе, спортивные часы, уроки хореографии, ритмики. Дети посещают спортивные секции.

Четвёртое направление программы включает комплекс общеоздоровительных мероприятий, нацеленных на повышение резистентности организма детей и подростков, большое внимание уделяется рациональному и полноценному питанию.

Пятое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребёнка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья.

Шестое направление программы включает профилактику нарушения зрения. Осуществляется за счёт соблюдения гигиенических нормативов, физкультминуток на уроках во всех классах, специальных упражнений для коррекции зрения во всех начальных классах, пальчиковых игротренингах для развития мелкой моторики кисти.

Седьмое направление программы включает в себя: Формирование навыка здорового образа жизни и его закрепление практической деятельностью. Данное направление осуществляется путём введения в учебную деятельность специализированных уроков - уроков здоровья. Создана система воспитательной деятельности школы по Культуре Здоровья.

 

 

Для более эффективной реализации вышеуказанных направлений, по мнению нашего педагогического коллектива, также необходимо:

1. Разработать городскую программу "Оздоровление образовательной среды"


  1. Организовать курсы, семинары, практические занятия для учителей школ города для знакомства и дальнейшего внедрения здоровьесберегающих технологий образования.
  2. Разработать программу совместных действий школ и медицинских учреждений по оздоровлению учащихся на основе мониторинга психофизического здоровья детей.
  3. Создание в школах спортивно-оздоровительных комплексов, активизация интереса к занятиям спорта.
  4. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особенности развития.
  5. Наличие в образовательных учреждениях следующих специалистов: врач-педиатр, психолог, социолог, педагог-физиолог, логопед.
  6. Стимулировать труд работников образовательных учреждений, направленного на укрепление здоровья учащихся и создание благоприятных условий образовательной среды. Повышать заинтересованность педколлектива в укреплении здоровья школьников.
  7. Привлечь средства массовой информации к пропаганде здорового образа жизни.

 

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Ваш текст должен быть в пределах 10-300 символов
  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.