Основы смыслового чтения и работа с текстом

Автор: Анна Валерьевна Волкова вкл. . Опубликовано в География

ВведениеФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основы  смыслового чтения и работа с текстом относятся к личностным УУД. А развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе является актуальной проблемой  сегодняшнего образования.

Смысловое чтение -  достаточно новое понятие в педагогике. По определению А.А.Леонтьева,  смысловое чтение – это  восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уло­вить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятель­ность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нуж­ную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеют предметы биология и география.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуж­дение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребёнка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение   в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре - происходит не про­стое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними обра­зами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следу­ющая важная ступень развития - речь письменная.                                                                                                                    В этом активном процессе ребёнок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Задача руководителя чтением - формировать и закреплять глубо­кие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У чело­века, испытывающего эмоцию интереса к чтению любой тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым по­лучить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.                                                    Стратегия  смыслового  чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.                                   Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).                                                                                                         Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).                                                                                                                                        Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с текстом на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

Y – YI классы

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.
  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул, теорем.
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

YII – YIII классы

IX – XI классы

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Варианты  приёмов работы с текстом, задания, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.

Приемы:

  1. поединок
  2. Кора полушарий  большого мозга образована серым веществом?
  3. шпаргалка
  4. Стражи
  5. актерское мастерство
  6. театр «мим»
  7. Шерлок Холмс
  8. «СПИКЕРЫ»
  9. Цепочка
    1. Открыл Америку для европейцев?
    2. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
    3. «Узкая специализация»

«Поединок»

Класс разделен на несколько групп, группе учитель дает отдельный текст (как денному материалу, так и касающиеся не знакомого содержания). В конце каждого поставлен проблемный вопрос («Может ли…» «что  произойдет, если...», « верно  ли утверждение…»).

В каждой группе назначают дуэлянта остальные ученики выполняют роль секундантов. Один высказывает свою точку зрения, а его соперник  носит «удар», произнося контраргумент, учитывается умение вести спор, корректность,  аргументированность.

В этом поединке, возможно, и не будет ни одного победителя, а будет только найдено которое устроит обе стороны. Секунданты рецензируют поединок и определяют сильнейшего бойца  в интеллектуальных поединках.

Пример:

Верно ли утверждение

1.полушария большого мозга впервые появляются у земноводных?

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается  общим объемом головного мозга?

- Нет, так как увеличение поверхности головного мозга достигается наличием борозд и извилин.

2. почта

Каждому ученику предлагается определить свой «адрес» в классной комнате. Ряды парт выполняют роль улиц, сами парты или столы — домов. Ученики на листах записывают вопросы, касающиеся текста домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника (1-я Зеленая улица, дом 3, Елене), свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра останавливается и оценивают несколько «писем». Наивысшую оценку полу­чают те, кто задал интересный вопрос и получил на него правильный ответ.

Учащимся предлагается сделать шпаргалку (в три этапа) к сложному или значительному по объему тексту домашнего задания. Этот методиче­ский прием приемлем тогда, когда материал хорошо знаком ученикам.

Этап 1

Составить план текста, используя всего несколько ключевых слов. Ус­ловие: на чтение и конспектирование одной страницы текста отводится только 30 секунд. Записи, касающиеся одной страницы учебника, отде­ляют сплошной линией.

Этап 2

Текст опять с первой страницы. Конспект записывают в форме крат­ких тезисов. На работу с одной страницей текста отводится 1 минута.

Этап 3

К шпаргалке записывают вопросы с каждой страницы, время рабо­ты — 1 минута. После окончания работы проводится конкурс шпаргалок (лучшие шпаргалки и вопросы).

Ученики внимательно читают текст. Учитель  предлагает посетить страну «Географию» (биологию). Для этого им нужно пройти мимо часовых. Но сначала учитель предлагает учеников  пройти кастинг на роль стражей. Для этого учащиеся составляют вопросы к тексту. Те два,  которые составили больше всего вопросов (за определенно время), будут выполнять роль стражей.  Часовые по очереди задают вопрос, желающим пасть в страну. Ответивших правильно пропускают, а другим рекомендуют еще почитать текст. Затем учащиеся оценивают стражей: точно ли глубокие и интересные вопросы дали, полностью ли раскрыли сущность материала  в своих вопросах.

Ученики получают знакомый текст (например, грибы, климат, солнечная система, органоиды и т.д.). Затем читают его в течение определенного вре­мени, после чего учитель рас­пределяет выполняемые роли в соответствии с содержани­ем текста (ведущий, солнце, Меркурий, Венера, Земля, Луна, Марс  и т. п.). После распределения ролей текст вслух, а затем актеры должны воспроизвести показав, как они понимают сущность.  Оценивается умение раскрыть сущность, оригинальность, мастерство.

Все ученики читают учебный материал за опре­деленный промежуток времени. Класс делится на две команды. Участники одной команды должны изобразить любое предложение или абзац (по вы­бору) пантомимой, а вторая команда - догадаться и объяснить, о чем идет речь. Затем вторая команда воспроизводит текст, а первая угадывает.

Учащимся предлагают быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охва­тить весь материал и учесть малейшие мелочи. За­тем определяют самый длинный список вопросов Ученики дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.

Учащимся предлагают прочитать текст, после чего они рассказывают текст коллек­тивно. Каждый по очереди называет суще­ствительное (или прилагательное), которое точно иллюстрирует следующее предложение отрывка При этом каждый последующий участник должен повторить названные предшественниками слова Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Ученики читают предложенный учителем текст Затем каждый по очереди должен составить вопро­сы к тексту и одновременно дать ответ одним сло­вом на заданный ему вопрос. Выигрывает тот кто предложит интересный вопрос и даст удачный от­вет. Первый вопрос ставит учитель. Затем первый  ученик отвечает на вопросы и предлагает вопрос второму ученику, второй отвечает и ставит вопрос третьему и т. д.

Пример:

- Христофор Колумб

- Ф. Магеллана.

«КОНЦЕНТРАЦИЯ»

Класс делится на группы. Каждая группа полу­чает текст на листах. Листы перевернуты текстом вниз. По сигналу учителя ученики переворачива­ют листы, читают в течение определенного времени (1мин) текст, после чего снова переворачивают листы и отдают их учителю. Затем каждый ученик записывает в тетради то, что запомнил из прочитан­ного. Далее группа записывает совместный текст на отдельном листе. Выигрывает та команда, которая наиболее полно воспроизведёт текст.

I вариант

Учащимся предлагают прочитать текст и перевести его с точки зрения человека определенной специализации (врача, геолога, артиста).

II  вариант

Учитель предлагает кому-то из учеников представить себя специалистом определенной профессии (учителем, продавцом, юристом,  шофером и т. п.). Затем он раздает печатный материал, которыйученики читают с точки зрения определенного специалиста. Далее учащиеся задают вопросы специалистам различных отраслей, на которые должны ответить, используя термины своей специальности.

III  вариант

Все ученики являются специалистами одной отрасли. После ознакомления с текстом они задают вопросы друг другу, исходя из тот они осведомлены только в своей отрасли. Специальные термины текста использовать нельзя. Кто поставит вопрос с нарушением правил -| выбывает из игры. Выигрывает тот, кто

12. «Репортеры»

Эта работа с текстом целесообразна, если учащихся надо ознакомить с периодикой или дополнительным материалом. Учитель предлагав представить себя в роли репортеров и записать на отдельном листе а интересные, на их взгляд, вопросы к тексту.

 13. «рисунок на скале»

Первобытные люди на стенах пещер изображали животных, вещи, которые имели отношения к их жизни. Ученику необходимо выбрать только одну вещь, которая символизировала бы художественное произведение, ученого и его открытие, явление природы и т.д.

Пример:

Кактус – Мексика

Кенгуру – Австралия

Промилле – соленость океанической или морской воды

  1. Узнай меня
    1. Морской житель, имеет тело, имеет тело похожее на ракетку.
    2. У него десять щупалец, два из которых длиннее, чем другие
    3. Он развивает скорость до 70 км/ч.  (кальмар)

Этот методический прием можно считать логическим продолжением метода «Узнай меня но он отличается формой проведения. Эту игру можно проводить на уроках систематизации или Закрепления  знании (тематического или ежегодного) Ученики сидят по двое за одним столом. Один из нихбыстро назвать его. Учитель  отслеживает время ответа, которое оговаривается заранее.

Пример:

  1. Синквейн

Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов  (описание).
Существительное (перефразировка темы).

Пример:

Климат
Континентальный, морской
Зависит, влияет, формирует
Воздушные массы
Погода

  1. Несоответствия

Для проверки домашнего задания или закрепления материала можно предложить учащимся прочитать текст, найти ошибки и переписать его, в исправленном варианте.

Пример – биология

НАСЕКОМЫЕ Решаемая учебная задача: найти в тексте 11 несоответствий.

Хорошо, походив по лесу, присесть под деревом и отдохнуть, сняв сапоги!

Если сидеть не шевелясь, то вскоре открывается всё буйство лесной жизни. Вот по тоненькому сучку, извиваясь, как маленькая змея, из стороны в сторону, проползла гусеница. Трудно её заме­тить среди листьев, но рыжий муравей не упустит добычу. От­важно приблизившись к гусенице, он изогнул брюшко и ужалил её. И вот уже спешат на помощь ему другие муравьи. Жаль, но участь гусеницы решена. Она уже никогда не будет такой же красивой бабочкой, как та, что сидит невдалеке от разыгрываю­щейся драмы и спокойно грызёт лист.

Жизнь леса жестока. Вот и ещё одна трагедия, молниеносно развивающаяся. Ещё минуту назад комар, попавшийся в паучью сеть, тонко пищал, стараясь расправить неподвижные крылья, прилипшие к паутине, и беспомощно шевелил всеми восемью лапками. Мгновение назад из своего убежища выскочил паук, ше­веля усиками и принюхиваясь. И вот уже паук, завернув свою жертву в паутину, жуёт...

Но природа продолжает жить по своим законам. Кто-то уже

погиб, а кого-то ещё ждёт целая жизнь. Вот лежит незаметная в траве куколка, из второй скоро вый­дет длинноногий красавеи-кузнечик. Скоро уже, скоро запрыгает

он в траве, застрекочет, широко открыв рот .                         

Да только и его природньш враг - стрекоза уж  вышла из личинки и ждёт, когда подсохнут оба её крыла, приобретут упругость и     понесут ее     вдаль  как миниатюрный    вертолет...

Ну ладно, отдохнули и, надев сапоги, отправились дальше.

  1. Читаем .

Отрывки из художественных и научно-попу­лярных произведений можно использовать на разных этапах урока и с разными целями: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление изученного материала, для формирования мотивации.

Тема «Климат». Какой тип погоды — циклональный или антициклональный — описан в cm

Мороз и солнце, день чудесный! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин

Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом, И ветер начал вкривь и вкось Качать сады за нашим домом. Завеса мутная дождя Заволокла лесные дали.

Н. Рубцов

Полдневный час. Жара гнетет дыхание; Глядишь, прищурясь —

блеск глаза слезит, И над землею воздух в колебании Мигает быстро, будто бы кипит. И тени нет. Повсюду искры, блестки, Трава слегла, до корня прожжена.

К. Случевский

18.  Эссе

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Пятиминутное эссе в конце занятия:
1) написать, что узнали по новой теме;
2) задать вопрос, на который они так и не получили ответа;

19. Сообщения по теме урока (например, по темам «Животные: дикие и домашние», «Растения: дикорастущие и культурные», «Растительный или животный мир различных зон», «Великие естествоиспытатели» и т.д.).   

В кабинете на стенде есть рубрика «Это интересно». Раз в две недели поручаю детям в виде творческого домашнего задания (по выбору) подбор содержания для этой рубрики.          Необходимо отметить, что уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Для успешной жизненной адаптации (или успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе по развитию стратегии смыслового чтения и работы с текстом.                                                                                             

Таким образом, зная содержание и методологию предмета, закономерности познавательных процессов ученика и валеологических требований к уроку, владея приемами и технологиями, развивающими ребенка, умея управлять инновационными процессами, можно добиться успехов в обучении учащихся.

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Ваш текст должен быть в пределах 10-300 символов

Люди, участвующие в этой беседе

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.