«Крестьянское движение на Черноморье и Комитет освобождения Черноморской губернии, как отдельные страницы в истории Краснодарского края» (для 9-10-х классов)

Автор: Языкова Алена вкл. . Опубликовано в История

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Краеведческая конференция на тему:

«Крестьянское движение на Черноморье и Комитет освобождения Черноморской губернии, как отдельные страницы в истории Краснодарского края» (для 9-10-х классов)

Разработала: Языкова Алена Владимировна учитель обществознания, кубановедения Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №80 имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша

Содержание работы:

• Пояснительная записка.

• Цели и задачи. (Идея проекта, его актуальность.Планируемый результат. Форма внеклассного мероприятия. Методы обучения. Применяемые технологии).

• Материально-техническое обеспечение.

• Подготовка к конференции.

• Ход конференции.

• Подведение итогов конференции.

Пояснительная записка.

     Главной целью современного школьного образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Поможет в решении данных задач применение инноваций в школьном образовании.

     Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

     В данной работе были применены следующие технологии:

Личностно–ориентированные (направленные непосредственно на взаимодействие с каждым учащимся как отдельной неповторимой личностью);

Информационно-коммуникативные технологии (использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности);

Технологии развивающего обучения (существенным является то, что данная технология создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований: мышление, речь, воображение, память);

Проектные, межпредметный проект: кубановедение, история (главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора)

     Опыт работы в данном направлении показывает, что использование указанных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации внешкольного мероприятия повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.

Цели:

• Формирование исторического мировоззрения у учащихся.

• Раскрытие основных этапов, итогов и исторического значения деятельности крестьянства и Комитета Освобождения Черноморской губернии в период Революции и Гражданской войны.

• Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Отечеству, малой Родине. Задачи:

• Расширить и углубить знания учащихся об отдельных исторических этапах социально-политического развития Черноморского побережья в период деятельности Комитета Освобождения Черноморской губернии посредством развития творческой активности, исследовательской и проектной деятельности.

• Воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.

• Формировать навыки работы с картами, схемами, текстами документов, развивать умение анализировать, делать выводы. Идея проекта, его актуальность: увеличение числа учащихся стремящихся к исследованию истории своего края, города, поселка.

     Уникальность истории Гражданской войны на Кубани и Черноморье (власть переходила в Кубано-Черноморском регионе от одной силы к другой несколько раз: например – Сочинским и Туапсинским округами Черноморской губернии в 1917-1920 гг. владели (в хронологическом порядке) большевики, грузинские меньшевики, белогвардейцы, зеленоармейцы, большевики).

     Планируемый результат: – создание краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего». Форма внеклассного мероприятия: краеведческая конференция.

     Методы обучения: защита творческих проектов. Применяемые технологии: Личностно–ориентированные; Информационно-коммуникативные; Технологии развивающего обучения; Проектные (межпредметный проект: кубановедение, история).

Материально-техническое обеспечение:  Компьютер с мультимедийным проектором, презентация для основного вопроса конференции, слайды подготовленные учащимися в рамках проектной деятельности;  Компьютер для создания газеты;  Тексты исторических документов и дополнительной информации по заявленной теме;  Карты военных действий по заявленной теме, схемы;  Проектные исследования учащихся; Подготовка: повторение пройденного материала по Отечественной истории 1917-1920гг.

     Предпроектное исследование, целевая установка, планирование, реализация плана, представление проекта на конференции. Подготовка мини-презентаций в виде отдельных статей для первого номера краеведческой газеты.

     Ход конференции:

1. Организационный момент. Актуализация полученных ранее знаний.

2. Конференция «Крестьянское движение на Черноморье и Комитет освобождения Черноморской губернии, как отдельные из страницы в истории Краснодарского края».

3. Рефлексия. Решение проблемной задачи.

4. Оформление отельных статей для номера краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего».

5. Подведение итогов.

     1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. История Гражданской войны на Кубани и Черноморье уникальна. Она наложила отпечаток на все многочисленные события и изменения политического строя Кубано-Черноморского региона, в котором власть переходила от одной силы к другой несколько раз. В 1917-1920 гг. Сочинским и Туапсинским округами Черноморской губернии владели (в хронологическом порядке) большевики, грузинские меньшевики, белогвардейцы, зеленоармейцы и вновь большевики. До сих пор имеется немало слабоизученных страниц в истории Гражданской войны, что не позволяет в полной мере осознать трагизм российского общества в те необычайно тяжелые времена. Одной из таких трагических страниц является крестьянское движение Черноморья и деятельность Комитета Освобождения Черноморской губернии (КОЧГ), возникшего 18 ноября (по старому стилю; по новому 1 декабря) 1919г. и прекратившему свое существование в середине мая 1920г. Уникальность и неповторимость этого Комитета заключалась в создании крестьянами под руководством эсеров независимого государственного образования, имеющего свои вооруженные силы и проводящего внутри - и внешнеполитическую деятельность. На протяжении всего периода гражданской войны крестьянское движение (особенно ярко оно проявилось в Сочинском округе) играло значительную роль в борьбе различных противоборствующих сил. Сегодня мы с вами постараемся более глубоко рассмотреть данную тему и подготовить первый выпуск краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего», посвященный Крестьянскому движению Черноморья и деятельности Комитета Освобождения Черноморской губернии, что позволит повысить интерес ребят к истории своего края, города, поселка.

2. Конференция «Крестьянское движение на Черноморье и Комитет освобождения Черноморской губернии, как отдельные страницы в истории Краснодарского края».

2.1. Актуализация полученных ранее знаний:

Прием «Ответ по цепочке». Какие события привели к зарождению крестьянского движения на Черноморье. (В ответах учащихся предполагаются следующие ответы). • Прекращения большевиками в одностороннем порядке Первой мировой войны, что сделало все принесенные в 1914 – 1917 гг. жертвы напрасными; • Заседание Совета, на котором ревком устранил эсеров и меньшевиков от руководства исполкомом Сочинского Совета и вся власть в Сочи перешла в руки большевиков; • Отказ большевиков от раздачи прибрежной земли малоземельным крестьянам; • Принудительная мобилизация. • В связи со сложившейся ситуацией Крестьянское движение в Сочинском округе начало свое формирование еще в январе-феврале 1918г., когда большевики силой захватили власть у меньшевиков и эсеров, пользующихся в регионе поддержкой населения. • Уже 5 июля мобилизованные для отражения наступления войск Грузинской демократической республики крестьяне Кудепсты и Каштановки бросили линию обороны, сформировали крестьянский отряд под командованием бывшего унтер-офицера П.Блохина и произвели удар в тыл красных. Одновременно с крестьянами атаку предприняли и войска Грузии. В результате большевики были вынуждены оставить Сочинский, а позднее и Туапсинский округа. • Зародившееся крестьянское движение способствовало поражению большевиков, и проникновению войск Грузинской демократической республики в округ.

2.2. Выступление первого участника: «Апрельское восстание, активизация крестьянского движения». Работа с документами: «Резолюция, предложенная крестьянской секцией Сочинского окружного съезда в декабре 1918года», карта «Апрельское восстание 1919г. сочинских крестьян в период власти белогвардейцев». Вопросы: Причины лояльного отношения к временному присоединению Сочинского округа к Грузии? Какие мероприятия вызывали недовольство у крестьянства при власти большевиков и деникинцев?

2.3. Выступление второго участника: «Возрождение повстанческой деятельности зеленоармейцев». Работа с документами: «Приговор по делу Барибана И.М.», «Приказ №282», «Приказ по делу Марии Гордиенко». Выявить основные проблемы, которые не смогли решить власти Добровольческой армии. (Учащиеся высказывают свои позиции по отношению к проблеме).

2.4. Выступление третьего участника: «Комитет Освобождения Черноморской губернии». Работа с документами: «Схема управления народным ополчением», «Политическая платформа Комитета освобождения Черноморской губернии», карта «Боевые действия частей Красной Армии, соединений и отрядов партизан Черноморья против Деникинских войск (январь-март 1920г.)».

2.5. Выступление четвертого участника: «Завершение деятельности Комитета освобождения Черноморской губернии».

Подводя итог, необходимо отметить, что гражданская война на территории Черноморья ассимилировала в себя все борющиеся в России политические силы, наглядно продемонстрировав всю разобщенность и весь трагизм российского народа. Движение крестьянства или «зеленых» на территории Сочинского округа во время Гражданской войны наглядно продемонстрировало, что «Третья Сила» в России могла создать свою государственность, наделенную всеми атрибутами государственной власти, но не сумела сделать ее способной длительно противостоять государству диктатуры пролетариата. Так закончилась одна из страниц истории Черноморской губернии. 6. Рефлексия. Решение проблемной задачи.

Учащиеся отвечают на вопрос: являлось ли установление Советской власти на территории Черноморской губернии случайным стечением обстоятельств или закономерным развитием событий. В ответе учащихся должно прозвучать, что победа Октябрьской революции не была какой-то случайностью. К моменту решающей борьбы за власть большевистская партия уже имела готовую форму государственной организации диктатуры пролетариата на местах. Серьёзный вклад в победу революции вложила агитация среди рабочих и крестьян. Очень важное значение имело объединение Советов рабочих и Советов солдатских депутатов. Создание объединённых Советов позволило пролетариату усилить политическое и организационное руководство солдатскими массами, шире вовлечь их в борьбу за упрочение Советской власти. Приход к власти большевиков был закономерен ещё тем, что при формировании Красной Армии Черноморья, лидерами КОЧГ была допущена ошибка – в выборе места по проведению переговоров по разделению властей (в Сочи к призывам большевиков Соркина и Ивницкого не прислушались бы, а в Туапсе же была другая политическая обстановка, что и отложило свой отпечаток на последующие события). А также существенная и глобальная причина поражения эсеров, по мнению ряда историков, - это отсутствие единого политического всероссийского руководства. 

7. Оформление отельных статей для номера краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего», ответственный редактор в течение всей конференции по мере выступления учащихся работает над оформлением газеты с подготовленными слайдами учащихся. По окончании мероприятия газета распечатывается под наблюдением учителя-информатики и вывешивается на стенде.

8. Подведение итогов. Нацеливание на дальнейшую исследовательскую работу в рамках краеведения.

Список используемых источников и литературы: 1. Мемуарные источники: 1. Воронович Н.В. Меж двух огней // Архив русской революции. В 22 т. Т. 7-8. М., 1991. 2. Воронович Н.В. Потонувший мир. Очерки прошлого 1891-1920. М., 2001. 3. Воронович Н.В. Зеленая книга. Сборник материалов и документов истории крестьянского движения в Черноморской губернии 4. Фавицкий В. Зеленая армия в Черноморье (1919-1920) // Пролетарская революция 1924. № 8-9. 5. Шевцов И.Б. Особое задание. М., 1960, 1965. 2. Литература: 1. История Отечества в документах, 1917-1993 гг. Ч. 1-я 1917-1920 гг. Хрестоматия / Сост. Г.В. Клокова. М., 1994. 2. Козлов А.И. Борьба трудящихся Черноморья за власть Советов (1917-1920 гг.). Изд-во Ростовского университета 1972. 3. Черкасов А.А. Деятельность на территории Сочинского округа Комитета Освобождения Черноморской губернии: январь-аперль 1920// Прошлое и настоящее: люди и время. Сборник научных трудов // отв. ред. Сидорова Т.А. Сочи, 2001. 4. Черкасов А.А. Крестьянское движение на территории сочинского округа в период власти белогвардейцев (10 февраля 1919 – 10 февраля 1920 гг.) Сочи, 2002. 5. Черкасов А.А. Крестьянское движение на Черноморье в период революции и гражданской войны. Краснодар, 2003. 6. Журнал «Былые годы (Сочи). 2009 №1(11) Н.В.Воронович «Народное ополчение – Армия третьей силы», автор д.и.н. А.А.Черкасов 7. Журнал «История и историки в контексте времени». 2011.Вып.8 «Крестьянсое оплчение Комитета Освобождения Черноморской Губернии (1919-1920 гг.): Формирование боевых действий». автор д.и.н. А.А.Черкасов 3. Использованы архивные материалы дипломной работы «Гражданская война на Черноморье октябрь 1917 – май 1920 гг.» Языковой А.В. Сайты: • http://ivsbornik.ucoz.ru • сайт "БОНИСТИКА" www.bonistikaweb.ru • httpbg.sutr.ru • сайт «Военная литература»: militera.lib.ru • www.admkrai.kuban.ru • http://kuban.retroportal.ru/index.html

Вложения:
Скачать этот файл (Сценарий Краеведческая конференция Черноморье 1917-1920гг.  ОСНОВА.doc)Сценарий Краеведческая конференция Черноморье 1917-1920гг.[Сценарий Краеведческая конференция Черноморье 1917-1920гг.]85 kB
  • Комментарии не найдены

© 2016 Издательская группа "Основа"

2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены. Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.